Изменения в рыночном равновесии: сравнительный статический анализ

Рис. 4.7. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения.

 

В любой модели рыночное равновесие отражает такой баланс сил, что переменные, которые стремятся объяснить модель, не увеличиваются и не уменьшаются. Экономическая модель спроса и предложения стремится объяснить цены и количества благ, обмениваемых на рынке за определенный период. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых благ. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага (рис. 4.7).

 

Q, тыс. шт.
Е
D
S
Pе
Qе
P, руб.

 

Рыночное равновесие можно найти с помощью таблицы, графика и аналитическим способом.

Графически рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривых D и S, которым соответствуют объем Qe и цена Pe. Их называют соответственно равновесный объем (Qe = Qd = Qs) и равновесная цена (Pe = Pd = Ps).

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в точке пересечения совпадает количество блага, которое потребители готовы купить, а производители продать по одной и той же цене.

Цена, уравновешивающая объем спроса и объем предложения в результате действия конкурентных сил на рынке, обозначается Pe. Qe – это количество блага, реализуемого по равновесной цене.

При аналитическом способе приравниваем Qdx и Qsx, где в нашем примере:

Qdx = 500 – 10Px, Qsx = –400 + 20Px;

 

500 – 10Px = –400 + 20Px;

 

900 = 30Px;

Pxe = 30 руб.

 

Подставим равновесную цену в функцию спроса или функцию предложения и найдем равновесное количество Qxe = 200 тыс. шт.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

– информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

– нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно эта функция воздействует и на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

– стимулирующую – вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену и осталась еще какая-либо прибыль.

Излишки потребителя и производителя. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку равновесная цена обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка потребителя графически можно изобразить через площадь PmaxЕPe (рис. 4.8).

D
S
Излишек потребителя
Pmax
Излишек производителя
Е
Qe
Рe
Рmin
О
P
Q

Рис. 4.8. Излишки потребителя и производителя

Излишек (выигрыш) покупателя выступает как разность между ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара, и ценой фактической покупки.

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Следовательно, общая выручка производителей равна TR = Pe ∙ Qe. Общие затраты производителей равны площади фигуры ОРminЕQe. Разница между общей выручкой Pe ∙ Qe (площадь прямоугольника ОPeЕQe) и общими издержками (площадь ОРminЕQe) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PeЕРmin).

Излишек производителя выступает как разность между ценой, которую производитель готов получить за данное количество блага, и ценой фактической продажи.

Проблема устойчивости равновесия. Равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем уровне.

Рассмотрим следующие ситуации.

1. Равновесие по Вальрасу. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, рыночная цена выше равновесной (Р1 > Pe), тогда возникает избыток предложения (Qs1Qd1). На рис. 4.9 хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Qs1 > Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену и сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя на товар больший спрос. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке не восстановится равновесие.

 

D
S
Излишек cпроса
Е
Qs2
Qd1
Р
Р1
Ре
Р2
Излишек предложения
Qd2
Qs1
Qе
Q

 

Рис. 4.9. Установление равновесной цены

по Л. Вальрасу

 

Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, рыночная цена опустилась ниже равновесной, например, до уровня Р2. Если рыночная цена ниже равновесной (Р2 < Pe), то предложение окажется меньше спроса (Qs2 < Qd2). Возникает очередь из покупателей, намеренных купить дешевый товар, количество же продавцов, желающих продать по более низкой цене, сокращается. На рынке возникает избыток спроса. В условиях возникшего дефицита (Qd2 – Qs2) появляются покупатели, готовые платить более высокую цену, чем сложившаяся цена. Ориентируясь на активный спрос, производители увеличивают объем выпуска товара, поднимают его цену и недостаток товара быстро восстанавливается. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию. Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834–1910). Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.

2. Равновесие по Маршаллу. Существует, однако, альтернативный подход, известный как равновесие по А. Маршаллу (1842–1924) (рис. 4.10).

Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что производители реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

 

S
Е
Рd1
Рs2
Ре
Рd2
Рs1
Q1
Q2
Qе
D

Рис. 4.10. Равновесие по А. Маршаллу

 

Если объем предложения ниже равновесного уровня Qe, то цена спроса выше цены предложения, например, при Q1: Pd1 > Ps1, что побуждает производителей увеличивать объем предложения.

Если объем превышает равновесный уровень, то цена предложения выше цены спроса, например, при Q2: Ps2 > Pd2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Ps = Pd = Pe.

 

 

Сравнительный статический анализ спроса и предложения используется для развития гипотезы о том, как условия, которые изменяют либо спрос, либо предложение, воздействуют на равновесные цены и количество товаров. Данный анализ позволяет при помощи простой экономической модели предсказать будущее и объяснить предшествующие события.

Реакция рынка на изменение спроса. Допустим, что предложение остается неизменным, а спрос возрастает (см. рис. 4.11). Увеличение спроса порождает эффект повышения цены (P1 > Pe) и эффект увеличения количества продукта (рис. 4.11) (Q1 > Qe) и наоборот уменьшение спроса порождает эффект снижения цены (P1 < Pe) и эффект сокращения количества продукта (рис. 4.12) (Q1 < Qe).

 

 

Ре
Р
Р1
Q1
Q
Qе
D1
D
Е
Е1
S

Рис. 4.11. Влияние на рынок увеличения спроса

 

D1
D
Е
Е1
S
Ре
Р
Р1
Q1
Qе
Q

Рис. 4.12. Влияние на рынок уменьшения спроса

 

Мы обнаруживает прямую связь между изменением спроса и вытекающим отсюда изменением равновесной цены и количества блага.

Реакция рынка на изменение предложения. Рассмотрим ситуацию, когда спрос постоянен, а предложение возрастает (рис. 4.13).

Увеличение предложения порождает эффект понижения цены (P1 < Pe) и эффект увеличения количества блага (рис. 4.13) (Q1 > Qe), и наоборот, уменьшение предложения порождает эффект повышения цены (P1 > Pe) и эффект сокращения количества блага (рис. 4.14) (Q1 < Qe).

 

Ре
D
Е1
S
Q1
Qе
Q
S1
Р1
Р
Е

Рис. 4.13. Влияние на рынок увеличения

предложения

 

D
Е
Е1
S
Q1
Qе
Q
Ре
Р1
Р
S1

Рис. 4.14. Влияние на рынок уменьшения

предложения

 

Мы обнаруживаем обратную связь между изменением предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены. Связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества блага остается прямой.

Возможны и более сложные варианты изменения рыночного равновесия, когда одновременно изменяются и спрос и предложения.

Реакция рынка на изменение спроса и предложения.Часто случается так, что обе кривые сдвигаются одновременно (например, вследствие влияния засухи на предложение и изменения вкусов потребителей).

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенно его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Условия функционирования рынков меняются. Более оперативно реагирует на воздействие разнообразных факторов спрос. Приспособление предложения же к изменившимся условиям происходит более медленно. Рассматривая последствия сдвига кривой спроса для рыночного равновесия, надо обязательно учитывать фактор времени.

В зависимости от продолжительности периода наблюдения за состоянием рынка различают мгновенный, короткий и длительный периоды (рис. 4.15).

В мгновенном периоде (час, сутки, неделя) – отрезок времени, в течение которого производственные фирмы не способны изменить объемы выпуска продукции. В этом периоде все факторы, определяющие объем предложения, могут рассматриваться как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (Sm) принимает на графике вертикальное положение. Единственная возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит заключается в росте цен с Pe до Рm.

 

Е
Еm
Sk
Qe = Qm
Qk
Q
Sm
Sd
Еd
Еk
Рm
Рk
Р
Рd
Рe
Qd
D
D1

Рис. 4.15. Равновесие в мгновенном, коротком

и длительном периодах

 

В коротком периоде (неделя, месяц, год) – отрезок времени, в течение которого производственные фирмы способны изменять объемы выпуска за счет увеличения или сокращения переменных факторов производства.

Переменные факторы производства – это те, которые не требуют значительных затрат времени на изменение их количества (например, работники, сырье, материалы, топливо, электроэнергия).

Постоянные факторы – это здания, сооружения, оборудование, управленческий персонал, чтобы изменить их количество требуются значительные затраты и время.

В результате принятых мер производители могут несколько увеличить выпуск своей продукции (до Qk). Линия предложения займет положение (Sk). Равновесная цена при этом несколько понизится (с Pm до Pk), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня (Pe).

В длительном периоде, если спрос на товары остается стабильно высоким, у производителей появляется возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид. Новое равновесное состояние будет достигнуто в точке (Ed). При этом объем выпуска значительно возрастет (до Qd), а равновесная цена еще более понизится до (Pd), хотя, скорее всего, не достигнет исходного уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска.