Современные тенденции развития
Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
Согласно статье 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Фактически это означает следующее:
1) система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством Российской Федерации;
2) органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации;
3) федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством субъектов РФ;
4) порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется налоговым законодательством и законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Современная система РФ формируется на основе общих принципов построения и функционирования (декларированных в статье 3 НК РФ). К этим принципам относятся следующие:
1. Установление налогов на основе закона — ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения — каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.
3. Принцип понятности налогового законодательства — акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать. Отметим, что в рамках этого принципа все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
4. Принцип экономической обоснованности налогов — налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.
5. Принцип эффективности налогообложения — максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.
Рассчитывают следующие показатели эффективности налогового менеджмента: «общий коэффициент эффективности налогообложения» и «налогоемкость продаж»:
,
, где
K1 - общий коэффициент эффективности налогообложения;
K2 - налогоемкость продаж;
Tax – совокупные налоговые издержки;
P – финансовый результат;
D – объем продаж (полный доход от реализации продукции предприятия, включая косвенные налоги).
6. Принцип единства налоговой системы РФ — запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.
Законом о налоговой системе РФ также предусмотрены три уровня налоговой системы РФ: федеральный, региональный и местный. Однако перечни налогов существенно разнятся.
§ Перечень установленных налогов и сборов является исчерпывающим и подлежит расширению только на основании изменений, внесенных в Закон о налоговой системе РФ.Однако стоит помнить также и о том, что этот перечень достаточно условен. Это положение подтверждается также и пунктом статьи 17 НК РФ, в котором определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Субъектами налоговых отношений являются: налогоплательщики и налоговые агенты.
Налоговая политика государства: цель и задачи, механизм реализации