Вопрос 2. Психологические характеристики политической манипуляции

Манипуля́тор — личность, использующая других людей для достижения своих целей. Человек очень часто может не понимать, что сам является манипулятором или объектом манипуляции. Что особенно важно, зачастую сама личность этого не осознает.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта. В результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы как свои собственные. Таким образом личность становится частью "психологической толпы".

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности. Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью. Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение". От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что "манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других".

Психологическая сущность манипуляций – в эксплуатации человеческих эмоций. Почему самыми беспощадными были религиозные войны, почему труднее всего урегулировать национальные конфликты? Потому что религиозное и национальное чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики. Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все. Страсти – это ораторы, доводы которых весьма убедительны. Когда пожар страстей перекидывается на целые народы – наступает раздолье для манипуляций и манипуляторов.

Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Жертвы манипуляций тоже несут свою долю ответственности, поскольку люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

Сегодня мы достаточно наслышаны о том, что происходило в годы сталинизма. Но тем не менее, несмотря на репрессии, существует мнение, что люди "жили лучше и веселее". Почему? Эдвард Радзинский считает, что объяснение кроется в феномене коллективной совести. "Постоянная массовость от съездов до отдыха, это растворение личности в коллективе породило самое ценное – коллективную совесть. Личная ответственность умерла – есть коллективная: "так велела партия", "так велела страна"… Коллективная совесть помогала людям спокойно радоваться жизни в дни жесточайшего террора. И горе тому, у кого пробуждалась личная совесть. Личность растворялась в массе. "Единица! Кому она нужна?" – вопрошал поэт Маяковский.

Наглядный пример манипуляции - ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм. Таким образом ребёнок манипулирует родителями.

«Нытики», то есть люди, у которых всё хорошо, но при встрече они могут часами рассказывать, как у них всё плохо и как им всё надоело.

Активное реформирование российских рыночных отношений резко активизировало информационно-коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных средств и технологий воздействия на людей. Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политическом процессе.

Чтобы профессионально решать эту сложную, многоплановую и исключительно актуальную проблему, нам необходимо прежде всего разобраться в таких вопросах, как: значение контроля над информационными потоками в политической деятельности; характеристика современной инфор­мационной среды и информационно-психологического воздействия; возможности политика как коммуникатора по оказанию информационно-психологического воздействия; техника формирования доверия и предпочтения политику.

Значение контроля над информационными потоками в политической деятельности.На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и политического управления в обществе. Современные средства массовой комму­никации создали для этого принципиально новые возможности, многократно усилив эффективность использования информации в этих целях. Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах политического управления в конце XX - начале XIX века.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы в специфической, присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности и особенности развития и функционирования. Трансформация или любые изменения информации и процессов ее функционирования в настоящее время активно используется значительной частью индивидуальных и совокупных социальных и политических субъектов для оказания воздействия на психику людей, модификации их поведения, для психологических манипуляций личностью.

Основное внимание исследователей при рассмотрении общения, информационного взаимодействия, функционирования средств массовой коммуникации в последнее время чаще всего сосредоточивалось на разработке новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, политическое и социальное управление, на развитие общества и личности.

Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения до массовой коммуникации.

Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных средств и технологий воздействия на людей. Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе.

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам России адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность субъектов политики, в том числе и высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества.

Следовательно, перед политиками объективно встает проблема усиления контроля над информационными потоками в интересах придания им конструктивной направленности.

Характеристика современной информационной среды и информационно-психологического воздействия

В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Прекращение информационной связи может вызывать различные психические аномалии вплоть до психических заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.

Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты, различные информационные системы, а также другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального повеления и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радиопрограмм, периодических изданий. Особенно ярко это проявляется в формировании мнении по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т. п.

 

 

По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, на три основные группы.

В первую группу целесообразно выделить сово­купность коммуникативных ситуаций межличностно­го взаимодействия, т. е. таких ситуаций, в которых происходит непосредственное общение и обмен информацией, как говорят, «лицом к лицу», а также опо­средованное (телефон, почта, телеграф, факсимильная связь, различные иные системы связи, в т. ч. Интер­нет и т. п.).

В этих ситуациях человек выступает одновремен­но и субъектом и объектом коммуникации, осуществ­ляется двухсторонний коммуникационный процесс. Межличностные коммуникативные ситуации могут подразделяться по содержанию или характеру со­циальных связей или в соответствии с основными сферами образа жизни на следующие: обществен­но-политические, профессионально-деловые; социо-культурные; семейно-родственные; социально-бытовые; дружеские; случайные. Возможны и другие классифика­ции, на иных основаниях, в зависимости от поставлен­ных целей.

Во вторую группу целесообразно включать комму­никативные ситуации, в которых человек, находясь в составе определенной общности людей, подвергается непосредственному информационно-психологическому воздействию некоторым коммуникатором — личностью или группой (оратор, президиум и т. п.). Такие ситуа­ции можно обозначить как контакт-коммуникационные или публичные ситуации. В них осуществляется, в основном, односторонняя непосредственная коммуни­кация по типу «коммуникатор— общность людей». Это — ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий и т. д.

В третьей группе можно объединить коммуника­тивные ситуации, в которых на человека осуществ­ляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная ком­муникация по типу «СМК (средство массовой ком­муникации) — человек (аудитория)». Их можно обо­значить как масс-коммуникационные ситуации. Это ситуации просмотра телепередач, прослушивания ра­диопрограмм, чтения газет, журналов, различных пе­чатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т. п.

Они наиболее ярко прослеживаются при сопоставле­нии этого вопроса применительно к авторитарному и демократическому государствам.

Представляется целесообразным выделить три основных группы факторов, определяющих подвержен­ность человека психологическим манипуляциям и, соответственно, степень их действенности и опасно­сти для личности.

В первую группуцелесообразно выделить и ус­ловно обозначить как совокупность «технологических» факторов,т. е. непосредственно связанных с содер­жанием и структурой манипулятивных технологий, ис­пользуемых для оказания соответствующего воздейст­вия на человека.

Вторая группаобъединяет внешние(технике-фи­зические и т. п.) факторыинформационно-коммуни­кативных ситуаций, повышающих или снижающих действенность манипулятивного воздействия. Напри­мер, техническое состояние информационных каналов, качество звука, изображения, комфортность обстановки, отсутствие или наличие отвлекающих воздействий и условий (снижающих внимание, ухудшающих воспри­ятие) и т. д.

В третью группувключаются внутренние, собст­венно психологические факторы,определяющие под­верженность человека манипулятивному воздействию. Причем их целесообразно разделить, хотя и в неко­торой степени условно, на две относительно само­стоятельные подгруппы.

Во-первых, так называемые ситуативные, или си­туационные факторы,связанные непосредственно с конкретной информационно-коммуникативной ситуа­цией, например, психические состояния, вызванные нахождением в толпе, на митинге, различными стрес-согенными факторами, участием в групповой дискуссии, переговорах, в том числе в экстремальных усло­виях, и т. д.

Во-вторых, внеситуативные, или внеситуационные,— устойчивые психологические характеристики, индивидуально-личностные особенности человека, влияющие на его подверженность психологическим манипуляциям, например, внушаемость, критичность, подозрительность, негативизм, недоверчивость и т. д. Выше мы уже упоминали высказывание английского исследователя Л. Фрезера, который писал, что пропаганда эксплуатирует страх, гордость, любовь, недостойные эмоции вроде жадности, а также такие, как сочувствие или самоуважение. Однако не только эмоциональная сфера психики человека является базовой мишенью пропагандистского воздействия манипулятивного харак­тера. Существует множество возможностей влиять на сознание человека, особенно в условиях, когда он поль­зуется ограниченной и искаженной информацией.

Как уже отмечалось, в качестве наиболее универ­сальной манипулятивной технологии, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструи­рованные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров и т. п., которые, как правило, неадекватно отражают реальные существенные их характеристики и, таким образом, дезори­ентируют людей, на которых направлено информаци­онно-психологическое воздействие.

Таким образом, вне контекста анализа конкретно­го информационно-коммуникативного процесса в ка­честве рабочей терминологии можно использовать термин «манипулятивный прием», а при использова­нии его в качестве основного в сочетании с другими и определенными условиями применения — термин «манипулятивная техника».