БРЯНСК 2013
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ТРОШИНА Н.В.
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
ОСЛОЖНЕННОЙ СТРУКТУРЫ»
ЛЕКЦИИ № 1- 3.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОСЛОЖНЕННОЙ СТРУКТУРЫ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ПЛАН
1. Осложненное предложение. Виды осложнения структуры предложения. Осложненное и элементарное предложение.
2. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах и их дифференциальных признаках.
3. Структурно-семантический блок однородных членов предложения. Средства выражения однородности. Семантика блока однородных членов.
4. Открытые и закрытые ряды однородных членов.
5. Однородные и неоднородные определения, их сопоставительная характеристика.
6. Обобщающие слова при однородных членах.
Литература:
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.
3. Грамматика русского языка. – М., 1960, т. II, ч. 1, § 834-901.
4. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.
5. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М., 1968.
6. Русская грамматика. – М., 1980, т. II. § 2066-2073.
7. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
8. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
9. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
Вопрос 1. Осложненное предложение. Виды осложнения структуры предложения.
Осложненное и элементарное предложение.
Структура простого двусоставного и односоставного распространенного и нераспространенного предложения может быть осложненной.
По традиции выделяется два вида предложений осложненной структуры:
1) ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следует отметить, что строгого определения границ осложненного предложения в синтаксической науке не выработано. Существуют разные подходы к определению границ осложненного предложения:
1) осложненными считают предложения с однородными членами, предложения с обособленными оборотами, предложения с вводными и вставными конструкциями, а также предложения с обращениями.
2) отдельные исследователи (например, Е.С. Скобликова) относят к осложненным предложениям только предложения с обособленными и однородными членами, а предложения с вводными, вставными конструкциями и обращениями выводят за пределы таких предложений, т.к. эти конструкции не являются членами предложения.
3) некоторые лингвисты (Перетрухин В.Н. Проблемы синтаксиса однородных членов предложения в современном русском языке. – Воронеж, 1979) в состав предложений осложненной структуры не включают предложения с однородными членами, поскольку, по их мнению, однородность лишь количественно расширяет предложение, но не осложняет его структуры.
Предложения осложненной структуры находятся в зоне переходности между простыми и сложными предложениями. Центр осложненных предложений занимают предложения с обособленными членами.
Место конструкций на шкале переходности определяется степенью предикативности осложняющей части предложения. Осложняющая часть предложения может содержать полупредикативность. Полупредикативность - __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В вузовском учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова приведен пример, иллюстрирующий разную степень проявления предикативности в предложениях:
1. На площади стоят неподвижные и величавые липы.
______________________________________________________________________________________
2. Липы на площади стоят неподвижные и величавые.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Липы, неподвижные и величавые, стоят на площади.
______________________________________________________________________________________
4. На площади стоят липы. Они неподвижны и величавы.
______________________________________________________________________________________
Признаки, отличающие предложения осложненной структуры от предложений элементарной структуры:
1. Состав второстепенных членов предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Типы синтаксических связей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Характер синтаксических отношений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Формальные средства строения предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2. Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах и их дифференциальных признаках.
Однородные члены предложения – это ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однородность – структурно-семантическая категория синтаксиса, однородными могут быть только члены предложения, но не части речи.
Однородными могут быть все члены предложения, как главные, так и второстепенные члены предложения:
1. И берег, и море молчали (Короленко).
2. Лодка качнулась, поднялась и исчезла (Короленко).
3. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса (Пушкин).
4. Помню раннее, свежее, тихое утро (Бунин).
5. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев (Паустовский).
Однородными могут быть компоненты членов предложения: Язык должен быть прост и изящен.
Дифференциальные признаки однородных членов (по Бабайцевой В.В.):
1) ____________________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________________________
4) ____________________________________________________________________________________
5) ____________________________________________________________________________________
Дифференциальные признаки должны быть учтены в комплексе.
Соблюдаются ли условия однородности?
1. Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле (Горький).
2. Он жил пусто, одиноко, без надежды… (Леонов).
Не являются однородными членами:
ни свет ни заря, ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни то ни сё | ||
спел так спел, возьму да и скажу, пойду погуляю, старайся не старайся и др. | ||
Вас никто и никогда не поймет. | ||
Пушкин и русская литература | ||
Мать его, кухарка, обычно рано уходила из дома. | ||
Спать-почивать, правда-истина Вопросы-ответы Хлеб-соль, имя-отчество |
Вопрос 3. Структурно-семантический блок однородных членов предложения.
В предложении ОЧП объединяются в цельный структурно-семантический блок по отношению к другим членам предложения, который связан с другими членами предложения подчинительной связью (исключение составляют подлежащие). Связь структурно-семантического блока с другими членами предложения можно показать на схемах:
1) Меня погубили сочинительство и донос (Грин).
2) Лес зазвенел, застонал, затрещал (Некрасов).
3) Я прошу у вас если не помощи, то хоть сочувствия.
4) Помню раннее, свежее, тихое утро (Бунин);
5) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев (Паустовский).
В предложении может быть несколько структурно-семантических блоков: Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет (Гончаров):
Средства выражения однородности:
ОЧП связаны между собой по смыслу и грамматически. Средства связи и выражения однородности бывают основными и дополнительными.
Основные средства связи - интонация и сочинительные союзы.
Интонация – ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная особенность интонации однородности – отделение членов однородного ряда друг от друга, невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков – синтагм. Этому способствуют паузы между членами, фразовое ударение на каждом из них и равномерное повышение тона. Эти особенности более ярко проявляются при бессоюзном соединении однородных членов.
В.В. Бабайцева выделяет 4 типа интонации: перечислительная, противительная, разделительная, сопоставительная. Еще выделяют интонацию присоединения.
Сочинительные союзы представлены несколькими разрядами *:
№ | Разряд | Союзы | Интонация |
1. | и, да (=и), ни…ни, тоже, также | ||
2. | а, но, да (=но), же, однако, зато, хотя, хотя и не, не…а | ||
3. | или (иль), либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли, ли…ли, ли…или | ||
4. | не только…но и, как…так и, не столько…сколько, не то что…а, не то чтобы…а, не то чтобы…но, хотя и…но, если не…то |
* В школьных учебниках представлены три разряда сочинительных союзов: соединительные, разделительные и противительные. Союзы градационные в школьном курсе включаются в группу соединительных.
В исследованиях В.В. Бабайцевой предлагается еще одна группа союзов, соединяющих однородные члены – присоединительные (да и, а и, но и, да и то, а то, не то).
Сочинительные ряды ОЧП могут быть
Огонек то трепетал, то снова гас. _______________________________________________________
В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...(Пушкин). ______________________________
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Крылов). _______________________
ОЧП могут быть связаны и другими, дополнительными средствами связи («маркерами цельности блока ОЧП» – В.В. Бабайцева):
1. ____________________________________________________________________________________ Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки.
2. ____________________________________________________________________________________
Качка и грохот не давали уснуть (Паустовский).
3. ____________________________________________________________________________________
Мгновенно сердце молодое горит и гаснет (Пушкин). Пропадают мои молодость и красота.
4. ____________________________________________________________________________________
Между тучами и морем гордо реет буревестник. Уже синеет над рекой и лугами.
5. ____________________________________________________________________________________
И только в борьбе и битвах с жизнью творится великое (Белинский).
6. ____________________________________________________________________________________
Гори, звезда моя, не падай, роняй холодные лучи (Есенин).
Семантика блока однородных членов.
Структурно-семантический блок ОЧП предполагает однотипность понятий, выражаемых однородными членами.
Понятие однотипности в плане семантики – явление сложное, т.к. многое зависит от контекста. В контексте синонимичными могут быть даже антонимы: И радостно, и грустно мне (Федоров).
Общее значение однотипности ряда ОЧП уточняется разнообразными средствами связи (особую роль в выявлении семантики играют союзы). Во многом семантику ряда ОЧП определяют союзы.
Отметим наиболее яркие, частотные лексико-семантические отношения между ОЧП:
Союзы | Отношения | Примеры |
соединительные | Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Пушкин). | |
Степь стала желтеть, потом розоветь на востоке. | ||
Лески ложились на листья и потому не тонули. | ||
А ты, младое вдохновенье... Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть (Пушкин). | ||
Он хотел помочь – и не помог (Пушкин). | ||
противительные | Плохо началась, а хорошо продолжилась для Семеновых эта зима (Санин). | |
Я давно собирался навестить тебя, да боялся потревожить (Станюкович). | ||
Балтийское море хотя и неглубоко, но обширно (Платов). | ||
Бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита (Пушкин). | ||
Читатели учатся у книг не жизни, а чувствам (К. Васильев). | ||
разделительные | Что я? Царь или дитя? (Пушкин). | |
Дождь то усиливался, то снова стихал, то снова усиливался (Нилин). | ||
В руке он держал то ли пинцет, то ли щипчики (Вигдорова). | ||
Ее подбородок дрожал не то от смеха, не то от слез (Катаев). | ||
градационные | Меня пугали не столько действительные, сколько воображаемые опасности (Нилин). | |
присоединительные | Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил и притом дьяка заставил строгий счет орехам весть (Пушкин). |
Т.о., в рядах ОЧП выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ. Но какой бы ни была конкретная семантика членов предложения, в контексте их объединяет однотипность значений. Это непременное условие однородности.
Вопрос 4. Открытые и закрытые ряды однородных членов.
Ряды однородных членов могут быть открытыми и закрытыми (замкнутыми и незамкнутыми).
Открытый ряд __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Закрытый ряд __________________________________________________________________
Определяющими в этом случае являются союзы и интонация:
- открытыми бывают ряды _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В саду было тихо, прохладно (Чехов). На лице у него попеременно выступал не то страх, не то досада (Гончаров).
- закрытыми являются ряды ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Он пропустил трамвай и оттого развеселился (Белов). Утро было не столько холодное, сколько сырое и туманное (Салтыков-Щедрин).
Вопрос 5. Однородные и неоднородные определения,
их сопоставительная характеристика.
Разграничение однородных и неоднородных определений – один из наиболее трудных вопросов теории однородных членов. Определения, относящиеся к одному слову, могут быть однородными и неоднородными.
Однородными называются определения, ____________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Неоднородными называются определения, __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В грамматической литературе предложены следующие критерии разграничения однородных и неоднородных определений:
1. Семантический: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всюду мелькали белые, красные, синие рубахи. – На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка.
2. Морфологический: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над нами шумели красивые, стройные кедры.
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
В тихой, освещенной огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.
3. Синтаксическиекритерии:
а) характер связи с определяемым словом: ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я усыпляю пустые, черные мечты. В старом фруктовом саду пела иволга.
б) характер интонации: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) связь определений между собой:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) позиция по отношению к определяемому слову: ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выстроили большой каменный дом. – Выстроили дом большой, каменный.
д) количество определений в ряду однородных: _______________________________________
______________________________________________________________________________________
Около родника весело выбивается короткая, светло-зеленая, бархатная травка
Контекст может способствовать семантическому сближению определений, если они объединяются общим признаком (сходством производимого впечатления, причинной связью и т.д.):
Низкие, черные облака поплыли по небу.
От однородных определений надо отличать определения, связанные пояснительными отношениями. При таких сочетаниях определений второе поясняет первое, раскрывая его содержание. Значение пояснения раскрывается в контексте. Сравните:
Надо строить новые красивые дома (пояснения нет, смысл: нужны новые дома).
Надо строить новые, красивые дома (пояснение, смысл: дома были некрасивые).
Грамматическим признаком пояснительных отношений является интонация пояснения и возможность постановки между определениями пояснительных союзов (то есть, а именно).
Вопрос 6. Обобщающие слова при однородных членах.
При однородных членах нередко употребляются обобщающие слова.
Обобщающими называются слова, сочетания слов, ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В логико-семантическом плане обобщающие слова и ряды однородных членов соотносятся как «род и вид», «целое и части»: Взрослые и дети, добрые и злые, честные и мошенники – одним словом, все уважали его и знали ему цену (Чехов).
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
В роли обобщающих слов обычно употребляются слова с более широкой семантикой по сравнению с однородными членами:
Способы выражения обобщающих слов | Примеры |
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов). Ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку (Винокуров). | |
Над вами, кругом вас - всюду туман (Толстой). | |
По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, розовые сыроежки, душистые рыжики. | |
Другой актер был неважный: лысенький, в пенсне. Он заметно молодился - подкрашивал усы, носил вышитые рубашки (Леонтьева). | |
По большому двору нескладно раскидались дворовые постройки: флигель, людская баня, конюшня, птичник... (Шолохов). | |
Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик (Короленко). | |
А может быть, ему просто помогали те своеобразные черты характера, которые он привез с собой из недр провинциального края: хитрость, наблюдательность, безмятежный и открытый тон речи, природная склонность к юмору (Куприн). |
В зависимости от позиции, которую занимает обобщающее слово по отношению к однородным членам, определяется характер синтаксических отношений между ними.
Если обобщающее слово стоит в препозиции, то между ним и однородными членами складываются пояснительные отношения: однородные члены поясняют, уточняют семантику обобщающего слова; в этих случаях ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит в постпозиции, то выражаются собственно обобщающие отношения: обобщающие слова подводят итог, вытекающий из смысла однородных членов; в таких случаях перед обобщающим словом ставится тире.
Препозиция → | Пояснительные отношения → | двоеточие |
Постпозиция → | Собственно-обобщающие отношения → | тире |
ЛЕКЦИЯ № 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ
ЧЛЕНАМИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ПЛАН
1. Понятие об обособлении. Полупредикативность как основной признак обособленных членов предложения. Вопрос о полипропозитивности предложений с обособленными членами.
2. Общие и частные условия обособления.
3. Система обособленных членов предложения.
Литература:
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.
3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956, с. 412-436.
4. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.
5. Распопов И.П. К вопросу об обособлении // Русский язык в школе – 1985. - № 1.
6. Русская грамматика. – М., 1980, т. II. С. 180-190.
7. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
8. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
9. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
Вопрос 1. Понятие об обособлении. Полупредикативность как основной признак обособленных членов предложения. Вопрос о полипропозитивности предложений
с обособленными членами.
Обособление – __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Люблю сердца, способные простить (Асадов).
У моста, поеживаясь спросонок, Две вербы ладошками пьют зарю. Крохотный месяц, словно котенок, Карабкаясь, лезет по фонарю (Асадов).
Обособленные члены предложения могут иметь разное морфологическое выражение, но их объединяет то, что они выделяются по смыслу и интонационно с целью выражения некоторого добавочного сообщения.
Основным признаком предложений с обособленными членами считается полупредикативность.
Предикативность (по В.В. Виноградову) - __________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Осложняющая часть предложения может содержать полупредикативность, т.е. __________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В скалах, заросших оранжевыми лилиями, гнездились дикие голуби (Паустовский) – основное сообщение выражено основой, это основное сообщение осложняется другим (скалы заросли оранжевыми лилиями). Когда оба сообщения объединяются в рамках простого предложения, одно становится ведущим (появляются предикативные отношения), а другое – дополнительным (появляются полупредикативные отношения). О том, что такой член предложения содержит скрытую предикативность, свидетельствует возможность замены придаточной частью (которые…). Но, в отличие от придаточной части, такие члены предложения не имеют своего грамматического ядра – предикативной основы.
Предложения с обособленными членами обладают полипропозитивностью.
Пропозиция – _______________________________________________________________ Обособленный член предложения может быть носителем дополнительной пропозиции.
Предложения с полупредикативными обособленными членами занимают промежуточное положение между простыми и сложными предложениями. Специфика предложений с полупредикативными обособленными членами состоит в том, что в них передается больший объем информации при помощи минимального количества лексических средств.
Вопрос 3. Общие и частные условия обособления.
Условия обособления впервые были сформулированы А.М. Пешковским. Он говорил об общих и частных условиях обособления. Общие условия обособления касаются большей части членов предложения, а частные – только отдельных в конкретных контекстах.
Отметим наиболее существенные для обособления условия:
1. Интонация: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Позиция (порядок слов): ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я долго хранил подаренный мне томик стихов. – Я долго хранил томик стихов, подаренный мне.
В небе тают облака, и, лучистая на зное, в искрах катится река (Тютчев).
3. Степень распространенности обособленного члена: _______________________________
______________________________________________________________________________________
Она вошла в зал не постучавшись. – Она вошла в зал, предварительно не постучавшись.
Частные условия обособления связаны с проявлением таких лексико-грамматических свойств определяемого слова или обособленного члена, которых вполне достаточно для обособления даже в случае отсутствия общих условий:
1. Лексико-грамматические признакиобособленного члена предложения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спать пора, – прошептал, улыбаясь, вечер, Он приятелю синим платком махнул, И тогда, по-разбойничьи свистнув, ветер Подлетел и багровый закат задул (Асадов).
2. Лексико-грамматические признаки поясняемого слова.
Всегда обособляются при следующих поясняемых словах:
А он, мятежный, просит бури… _________________________________________________________
Там, вдали, догорает заря. ______________________________________________________________
3. Уточняющий характер обособленного члена.
К вечеру, в тихий час заката, в теплом пламени солнца стояли на небе нежно-хрустальные, с фиолетовым, облака (Зайцев).
4. Добавочная смысловая нагрузка._______________________________________________
______________________________________________________________________________________
Уставшие за день, туристы быстро уснули.
5. Соседство других обособленных групп:
Слева стоял сарай с дощатой крышей. – Слева стоял сарай, покосившийся, с дощатой крышей.
6. Синтаксическая несочетаемость определяемого слова и обособляемых членов:
С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист (Исаковский)._______________________
______________________________________________________________________________________
Ни одно из названных условий не является универсальным, общим для всех случаев обособления. Иногда сочетаются несколько условий обособления.
Вопрос 4. Система обособленных членов предложения.
Обособленные члены | |||
Полупредикативные (выражают дополнительное сообщение по отношению к основной части высказывания) | Уточняющие (уточняют, поясняют другие члены предложения) | ||
второстепенные члены | главные члены | второстепенные | |
1) | 1) | ||
1) | 2) | 2) | |
2) | 3) | ||
3) |
ЛЕКЦИИ № 5- 6.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЛУПРЕДИКАТИВНЫМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ПЛАН
1. Предложения с обособленными определениями: а) обособление согласованных определений; б) обособление несогласованных определений; в) обособление приложений.
2. Предложения с обособленными обстоятельствами: а) обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями; б) обособление обстоятельств, выраженных субстантивными оборотами и предложно-падежными сочетаниями.
Литература:
1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.
2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1994.
3. Грамматика русского языка. – М., 1960, т. II, ч. 1, § 834-901.
4. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.
5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
6. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
Полупредикативные обособленные члены - это ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полупредикативными обособленными членами могут быть только второстепенные, т.к. главные члены являются носителями основной предикативности.
Вопрос 1. Предложения с обособленными определениями.
Обособленные определения, выполняющие полупредикативную функцию, имеют ряд дифференциальных признаков:
1) они характеризуются сложной синкретичной семантикой: основное, атрибутивное значение сочетается с полупредикативным, т.к. в них содержится добавочное сообщение по отношению к основной части высказывания. В отдельных случаях определение может иметь и дополнительное обстоятельственное (причинное, уступительное или временное) значение: Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой (Твардовский).
2) они характеризуются разнонаправленными смысловыми связями: с одной стороны они связаны с определяемым словом, с именем, с другой стороны они связаны сказуемым, так как характеризуют предмет в момент проявления признака, названного в сказуемом. При этом синтаксическая связь носит односторонний характер - определения связаны с определяемыми словами подчинительной связью (согласованием, управлением, примыканием).
3) они синонимичны придаточным предложениям:
Улица, ведущая в город, была свободна. - ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
Утомленные дневным переходом, путешественники решили отдохнуть – _______________
______________________________________________________________________________________
Этот признак отмечал еще А.М. Пешковский - он говорил о параллелизме обособленных членов и придаточных предложений.
Условия обособления определений:
1) ____________________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
В полупредикативной функции могут выступать согласованные, несогласованные определения и приложения.
Обособление согласованных определений.
Согласованные определения – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Они могут быть:
- распространенными - выражены ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- одиночными- выражены _______________________________________________________________
Распространенные определения обособляются в следующих случаях:
1) ______________________________________________________________________________
Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
2) ______________________________________________________________________________
Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой (Твардовский).
3) ______________________________________________________________________________
Довольный плохим каламбуром, он развеселился (Лермонтов).
4) ______________________________________________________________________________
Деревья слабо шумят, облитые тенью (Тургенев).
Одиночные определения обособляются:
1) _____________________________________________________________________________
А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой (Лермонтов).
2) ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________ Ржавая осока, зеленая и сочная, склонялась к земле.
3) ______________________________________________________________________________
Изумленный, Андрей не мог вымолвить ни слова.
4) ______________________________________________________________________________
Глядит, растерян и смущен, Никита Моргунок (Твардовский).
Обособление несогласованных определений.
Несогласованные определения – это _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Они выражены чаще субстантивными оборотами (существительными с зависимыми словами с предлогами и без), реже - сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом.
Обособление несогласованных определений, выраженных субстантивными оборотами, зависит от следующих условий:
1) _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дарья Александровна, в светлой кофточке и нарядных туфельках, стояла посреди комнаты
2) _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Он, с громовым голосом, в черепаховых очках, особенно выделялся среди говорящих.
Захар, с большими усами, в узкой венгерке, быстро шел за телегой.
3) _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Высокий человек, тощий, с палочкой в руке, подошел к ломберному столику. Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол (Пушкин).
4) _____________________________________________________________________________
Без шляпы на голове, лицо её, осыпанное волосами, было маленьким и жалким.
Обособление определений, выраженных субстантивными словоформами (существительными с предлогами), факультативно, связано с установкой автора. Они обособляются, если им придается большая самостоятельность, когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете.
В учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова приводится пример обособления субстантивной словоформы: Елена в халате вышла из своей комнаты. Словоформа в халате имеет синкретичный характер из-за двойных синтаксических связей (какая? как? в чем?). Если автор хочет усилить семантическую значимость словоформы (ее полупредикативность, определительное значение), то словоформа может быть обособлена: Елена, в халате, вышла из своей комнаты.
Но если субстантивные словоформы становятся в один ряд с другими определениями, их обособление обязательно: Русый, с кудрявой головой, в расстегнутой рубахе, без шапки, Дымов казался необыкновенным и красивым.
Обособление приложений.
Приложение – это _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий.
Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (Пушкин).
Обособление приложения зависит от тех же условий, что и обособление согласованных определений:
1) ___________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________________
Каковы условия обособления?
Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. - _________________________________
____________________________________________________________________________________
Красавица, она привлекала всеобщее внимание. – _________________________________________
___________________________________________________________________________________
Обособляется распространенное или одиночное приложение, если оно служит для уточнения нарицательного существительного: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.
Обособляются приложения, присоединяемые союзами то есть, или, словами даже, например, в особенности, по прозванию, по имени, в том числе и подобными, выступающими в роли союзов.
Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если имеют значение причины. Если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся:
Как истинный художник. Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (Пушкин).
Обособленные приложения на письме отделяются запятыми, а в некоторых случаях с помощью тире (если стоит в конце предложения; если не только определяет слово, но и уточняет его содержание; если приложение необходимо отделить от однородных членов).
Вопрос 2. Предложения с обособленными обстоятельствами.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
и одиночными деепричастиями.
Основной компонент семантики обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, - значение обстоятельства:
Распустив хвоста колючий веер, на сосне красуется глухарь (Кедрин). _________________________
Открыв лавку, я должен был бежать за кипятком в трактир (Горький). ______________________
А ветер, устав от игры, валялся в гнезде зеленом (Проталин)._________________________________
Стараясь отдышаться, он грудью лег на размытый бруствер (Бондарев).______________________
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего… (Горький) ______________
Желая примириться, он заговорил по-доброму.______________________________________________
Дополнительным является значение добавочного (второстепенного) сказуемого, т.е. обособленные обстоятельства обладают полупредикативностью. Но при этом они неодинаковы по степени предикативности (менее предикативны деепричастия и деепричастные обороты со значением образа действия, поэтому они не всегда могут быть заменены придаточными предложениями обстоятельственного типа).
Одиночные деепричастия обособляются, если сохраняют значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого (обычно в препозиции): Дед, кряхтя, влез в арбу (Горький).
Если деепричастие утрачивает глагольное значение, приближается по значению к наречию или к сочетанию существительного с предлогом, то оно не обособляется: Поезд шел не останавливаясь (= «безостановочно», «без остановок»). Обычно это обстоятельства со значением образа действия в постпозиции.
Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обычно обособляются, независимо от позиции, занимаемой по отношению к глаголу-сказуемому:
Окна разинув, стоят магазины (Маяковский).
Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Паустовский).
Чиркнула спичка, на секунду осветив развешанные сети (Серафимович).
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется, если:
1) ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________ Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (Горький).
2) ____________________________________________________________________________ Буду дома начиная с семи часов вечера.
3) ______________________________________________________________________________
Он работал не покладая рук (Горький).
4) __________________________________________________________________________ Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Достоевский).
5) __________________________________________________________________________ Можно прожить и не хвастая умом (Горький).
Обособление обстоятельств, выраженных субстантивными оборотами
и предложно-падежными сочетаниями.
Могут обособляться субстантивные обороты и предложно-падежные сочетания с предлогами ВОПРЕКИ, ВВИДУ, БЛАГОДАРЯ, В СООТВЕТСТВИИ С, НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА, ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, СОГЛАСНО, ПРИ УСЛОВИИ и др.
Степень предикативности обстоятельственных субстантивных оборотов может быть различной, она зависит от ряда факторов:
1) ______________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________________
4) ______________________________________________________________________________
Наибольшей степенью предикативности характеризуются обороты с предлогами несмотря на, невзирая на, являющиеся обстоятельствами со значением уступки. Они обособляются всегда, независимо от позиции:
Несмотря на непогоду, мы решили поехать на природу.
День был жаркий, солнечный, несмотря на перепадавшие дождики.
Обороты с данными предлогами не обособляются лишь в том случае, если тесно сливаются со сказуемым, при этом они занимают постпозицию: Он это сделал несмотря на запреты врачей.
Обособление других обстоятельств, выраженных субстантивными оборотами, не является обязательным. Обычно такие обороты обособляются, если стоят в интерпозиции (особенно между подлежащим и сказуемым), а в препозиции и постпозиции они, как правило, не обособляются:
Он за неимением времени не пошел со мной. Он не пошел со мной за неимением времени.
В целом обособление субстантивных оборотов факультативно, оно зависит от намерений и целей автора и возможно, если автор считает необходимым подчеркнуть, выделить такое обстоятельство.
ЛЕКЦИЯ № 7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ПЛАН
1. Уточняющие обособленные члены предложения, их семантика и структурные особенности.
2. Структурно-семантические разновидности уточняющих членов.
3. Вопрос об обособлении субстантивных оборотов со словами кроме, помимо, исключая и др.
Литература:
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.
3. Русская грамматика. – М., 1980, т. II.
4. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
Вопрос 1. Уточняющие обособленные члены предложения,
их семантика и структурные особенности.
Уточняющие члены предложения – ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютчев).
Дифференциальные признаки уточняющих членов:
1) ______________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________
Отличия уточняющих членов предложения от полупредикативных членов:
Параметры сравнения | Полупредикативные обособленные члены | Уточняющие обособленные члены |
1) функция | ||
2) синтаксическая роль | ||
3) характер связи | ||
а) связь с главным словом | ||
б) интонация | ||
в) возможность использования союзов и специальных слов | ||
4) позиция |
Вопрос 2. Структурно-семантические разновидности уточняющих членов.
Выделяют два основных значения уточняющих членов: пояснение и уточнение.
При уточнении имеются наименования двух разных понятий, из которых одно более общее, а другое – его конкретизирующее (т.е. это отношения общего и частного). В предложении Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (Чехов). словоформа после половодья конкретизирует более широкое по значению обстоятельство теперь же.
При пояснении два понятия выступают как смысловое тождество, но словесно по-разному выраженное: Ефрем, или Евсеич, как я его звал, держа меня крепко за руку, вошел со мною на плот (Аксаков). Пояснение является разновидностью приложения [1].
Сравним уточняющие и поясняющие члены[2]:
Уточняющие члены | Пояснительные члены | |
Отношения | части и целого, т.е. понятие сужается, ограничивается его объем | тождества, т.е. дается другое название того же предмета, признака… |
Модель | А – уточняемый член Б – уточняющий член «Б – это часть А» | А – поясняемый член Б – пояснительный член «Б – это есть А» |
слово-«маркер» | А ИМЕННО | ТО ЕСТЬ, ИЛИ |
поясняемое слово | слова с семантикой обобщения: указательные местоимения, наречия, слова с количественной, локальной, темпоральной семантикой. | незнакомо адресату речи (диалектное, заимств., малоупотребительное) |
вспомогательные слова | особенно, даже, главным образом, в частности, например, в том числе | иначе, иными словами, другими словами, точнее, вернее, по имени, по прозвищу |
Уточняющими бывают:
1) ______________________________________________________________________________
Там, в вышине, уже светило летнее солнце (Паустовский).
Встретимся вечером, часов в шесть.
Бабы зашумели все сразу, в один голос… (Шолохов).
2) ______________________________________________________________________________
Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи (Л. Толстой).
Еще одно, последнее, сказанье – и летопись окончена моя (Пушкин).
Для уточняющих определений в качестве конкретизируемых слов часто выступают местоимения такой, этот, тот, каждый, один (в значении местоимения): Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны указать место для ночлега (по Чехову).
3) ______________________________________________________________________________
Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь (Леонов).
4) ______________________________________________________________________________
Строители, в том числе и Кирилл Рощин, оправдывались (Леонтьева).
5) ______________________________________________________________________________
В полутьме он казался приятным, даже красивым.
Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим то или иное понятие не вполне определенно:
Цензор болел логофобией, то есть словобоязнью (Горький).
В лесу водятся дикие горлинки, или голуби (Пришвин).
Вопрос 3. Вопрос об обособлении субстантивных оборотов
со словами кроме, помимо, исключая и др.
К уточняющим членам относятся субстантивные обороты с предлогами и предложными сочетаниями кроме, помимо, вместо, сверх, включая, исключая, за исключением, наряду с, в отличие от, по сравнению с, в противоположность, независимо от и др.
семантика | Предлоги и предложные сочетания | примеры |
включения (обозначают предметы, включенные в однородный ряд) | включая, наряду с | Все, включая сомневающихся, вышли отстаивать свои права. |
исключения | кроме, помимо, исключая, за исключением, в отличие от, по сравнению с | Рассказ мне понравился, за исключением некоторых деталей. |
замещения | вместо | Остальную часть двора занимал навес, вместо конюшни и сарая. |
В научной и учебной литературе вопрос о таких субстантивных конструкциях решается по-разному.
1. В школьных учебниках и некоторых вузовских пособиях рассматриваются как обособленные дополнения. Основания такого подхода: постановка падежного вопроса. Такое отнесение к дополнениям условно, так как: 1) эти словоформы не обозначают предмет, на который переходит действие или который является результатом действия; 2) имеют не присловную, а приосновную связь.
2. В «Грамматике русского языка» (1954) подобные обороты рассматриваются как конструкции, близкие к вводным. Сходство: относятся ко всему предложению. Отличия: не выражают субъективную модальность, т.е. отношение говорящего к высказыванию.
3. В некоторых синтаксических исследованиях и грамматиках рассматриваются как ограничительно-выделительные конструкции. Такой подход наиболее правомерен.
ЛЕКЦИЯ № 8. ОБОСОБЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
ПЛАН
1. Общее понятие о сравнительных конструкциях.
2. Структура сравнительного оборота.
3. Семантические типы сравнений.
4. Обособление сравнительных оборотов.
Литература
1. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1995.
2. Русская грамматика. – М., 1980, т. II, § 2090, 2093-2097.
3. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М., 1968.
4. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
ВОПРОС 1. Общее понятие о сравнительных конструкциях.
К обособленным членам предложения, выполняющим полупредикативную функцию, относят и предложения со сравнительными оборотами.
Сравнение – это _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сравнительные обороты – это ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнительные обороты присоединяются с помощью сравнительных союзов (как, будто, как будто, точно, словно, чем, нежели, что, как и) или предлогов, имеющих сравнительно-уподобительное значение (вроде, наподобие, подобно).
В учебнике под редакцией П.А. Леканта отмечается, что сравнительные обороты, как и детерминантные обстоятельства, выражают добавочное сообщение, соотносящееся с остальной частью высказывания, хотя грамматически они могут относиться не только ко всей предикативной основе, но и к отдельным членам предложения: