Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропорции регионального воспр.процесса.
· …….
· Структурные пропорции
· Эк.-демографические
· Соц.-экономические пропорции, отражающие внутрирегиональные проблемы. Пропорции между личным и общественным потреблением, платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг, численностью населения и развитием жилищного хозяйства, численностью населения и масштабами развития непроизводственной сферы и ее структуры. Эта группа пропорций отражает уровень жизни региона.
· Экономико-экологические пропорции характеризуют соотношение между природным потенциалом и уровнем соц.-эк.развития региона. Развитие производства и уровень природоохранной деятельности, потенциальные ресурсные возможности и предельно допустимая производственная нагрузка, эксплуатация и воспроизводство природных ресурсов. В регионе должна быть выработана политика использования каждого вида природных ресурсов.
· Финансово-экономические пропорции лежат в основе механизма управления региональной экономикой. Пропорции между произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона нац.продукта, бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления функций региональных органов власти, долями налогов и платежей, поступающих в региональный и федеральный бюджет, внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона, созданным совокупным общественным продуктом и использованными ресурсами воспроизводства. К фин.-эк. пропорциям принадлежит главенствующая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспр.процесс. Этому должно способствовать управление финансовыми и денежными ресурсами, что предполагает решение следующих задач:
ü Разработка сводного финансового баланса (позволяет определить совокупность фин.ресурсов региона, источники финансирования)
ü Разработка регионального бюджета
ü
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:
1.Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).
2.Гражданский кодекс РФ.
3.Налоговый кодекс РФ.
4.Уголовный кодекс РФ.
5.Кодекс РФ об административных правонарушения.
6.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
7.Закон РФ «О бухгалтерском учете».
8.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
9.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
11. Федеральный закон «Об акционерных обществах».
12. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».
13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
14. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах»
15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
16. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».
17. Отчет об аудиторской деятельности ф. 1 — аудит, постановлением Федеральной службы государственной статистики «Сведения об оказании услуг в области аудита за г.».
18. Отчет об аудиторской деятельности ф. 2 — аудит, постановлением Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».
19. Другие.
Приведенный перечень нормативно-правовых документов обеспечивает организацию аудиторской деятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новых федеральных стандартов и других нормативных документов.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельностьстрого регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, Каждый уровень включает определенные виды документов, область регулирования и степень разработанности нормативной документации.
Уровень регулирования | Вид и наименование нормативных документов | Область регулирования и использования | Степень разработанности |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» | Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе | Закон принят | |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности | Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг | Федеральные стандарты (разработано и утверждено 31 правило (стандарт)). | |
Законодательные и подзаконные нормативные акты | Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов | Разработаны а соответствии с указанным Федеральным законом нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др. | |
Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений | Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности ив уровне профессиональных объединений | Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями |
Нормативные документы министерств и ведомств | Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский | Министерствами принят и разрабатывается рад документов по направлениям аудита | |
Внутренние аудиторские стандарты | При проведении обязательного аудита и сопутствующих аудиту услуг | Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами |
Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе финансового контроля как необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
В данном Федеральном законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
Три статьи указанного Закона посвящены управлению аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (Департамент организации аудиторской деятельности Минфина России). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы,
В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ. Как следует из перечня нормативных документов, основные положения Федерального закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность в соответствии с основными положениями Закона, начиная с момента его вступления в силу.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
Третий уровень охватывает внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.