Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пропорции регионального воспр.процесса.

· …….

· Структурные пропорции

· Эк.-демографические

· Соц.-экономические пропорции, отражающие внутрирегиональные проблемы. Пропорции между личным и общественным потреблением, платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг, численностью населения и развитием жилищного хозяйства, численностью населения и масштабами развития непроизводственной сферы и ее структуры. Эта группа пропорций отражает уровень жизни региона.

· Экономико-экологические пропорции характеризуют соотношение между природным потенциалом и уровнем соц.-эк.развития региона. Развитие производства и уровень природоохранной деятельности, потенциальные ресурсные возможности и предельно допустимая производственная нагрузка, эксплуатация и воспроизводство природных ресурсов. В регионе должна быть выработана политика использования каждого вида природных ресурсов.

· Финансово-экономические пропорции лежат в основе механизма управления региональной экономикой. Пропорции между произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона нац.продукта, бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуществления функций региональных органов власти, долями налогов и платежей, поступающих в региональный и федеральный бюджет, внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона, созданным совокупным общественным продуктом и использованными ресурсами воспроизводства. К фин.-эк. пропорциям принадлежит главенствующая роль в объединении всех пропорций в систему, образующую региональный воспр.процесс. Этому должно способствовать управление финансовыми и денежными ресурсами, что предполагает решение следующих задач:

ü Разработка сводного финансового баланса (позволяет определить совокупность фин.ресурсов региона, источники финансирования)

ü Разработка регионального бюджета

ü

 


К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

1.Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).

2.Гражданский кодекс РФ.

3.Налоговый кодекс РФ.

4.Уголовный кодекс РФ.

5.Кодекс РФ об административных правонарушения.

6.Федеральный закон «Об ауди­торской деятельности».

7.Закон РФ «О бухгалтерском учете».

8.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

9.Закон РФ «Об организации стра­хового дела в Российской Федерации»

 

10. Федеральный закон «О лицен­зировании отдельных видов деятельности».

11. Федеральный закон «Об ак­ционерных обществах».

12. Федеральный закон «Об об­ществах с ограниченной ответственностью».

13. Федеральный закон «О негосудар­ственных пенсионных фондах».

14. Федеральный закон «О фи­нансово-промышленных группах»

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) ауди­торской деятельности

16. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской дея­тельности в Российской Федерации».

 

17. Отчет об аудиторской деятельности ф. 1 — аудит, постановлением Федеральной службы государственной статистики «Сведения об оказании услуг в обла­сти аудита за г.».

18. Отчет об аудиторской деятельности ф. 2 — аудит, постановлением Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистиче­ского наблюдения за аудиторской деятельностью».

19. Другие.

Приведенный перечень нормативно-правовых документов обе­спечивает организацию аудиторской деятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новых федеральных стан­дартов и других нормативных документов.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опы­та, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получи­ла распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельностьстрого регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Ве­ликобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, Каждый уровень вклю­чает определенные виды документов, область регулирования и степень разработанности нормативной документации.

 

Уровень регули­рования Вид и наименование нормативных документов Область регулирования и использования Степень разработанности
Федеральный закон «Об аудиторской дея­тельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансо­во-экономической системе Закон принят
Федеральные правила (стандарты) аудитор­ской деятельности Определяют общие вопросы регулирования ауди­торской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязатель­ные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Федеральные стан­дарты (разработано и утверждено 31 прави­ло (стандарт)).
    Законодательные и подзаконные норматив­ные акты Устанавливают общие положения по регулирова­нию аудиторской деятель­ности для аудиторских организаций и индивиду­альных аудиторов Разработаны а соот­ветствии с указанным Федеральным зако­ном нормативные документы в области аттестации и лицензи­рования аудиторской деятельности и др.
Внутренние правила (стандарты) аккредито­ванных профессиональ­ных объединений Регулирование специфиче­ских вопросов аудиторской деятельности ив уровне профессиональных объ­единений Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объеди­нениями

 

  Нормативные докумен­ты министерств и ве­домств Регулирование специфиче­ских особенностей аудита по видам: общий, страхо­вой, инвестиционных ин­ститутов, банковский Министерствами принят и разрабатыва­ется рад документов по направлениям аудита
Внутренние аудиторские стандарты При проведении обяза­тельного аудита и сопут­ствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими органи­зациями и индивиду­альными аудиторами

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе фи­нансового контроля как необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государ­ственный финансовый контроль превалировал над другими вида­ми контроля.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения, регулирую­щие аудиторскую деятельность в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Граждан­ского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты ауди­торской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В данном Федеральном законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельно­сти, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмот­рено понятие независимости аудиторских организаций и индиви­дуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи указанного Закона посвящены управлению аудитор­ской деятельностью, включая описание уполномоченного феде­рального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномо­ченном федеральном органе и аккредитованных профессиональ­ных аудиторских объединений.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регу­лирования аудиторской деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (Департамент организа­ции аудиторской деятельности Минфина России). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: ак­кредитованные профессиональные объединения и Совет по ау­диторской деятельности при уполномоченном федеральном ор­гане. Основными исполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации и индивидуальные аудито­ры,

В Законе определена ответственность за нарушение законода­тельства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Зако­ном должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ. Как следует из перечня нормативных документов, основные положения Феде­рального закона получили в них конкретное уточнение и разъяс­нение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность в соответствии с основными положениями Закона, начиная с мо­мента его вступления в силу.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандар­ты), законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятель­ности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты аккредито­ванных профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельно­сти и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, фи­нансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты ауди­торской деятельности, которые разрабатывают аудиторские орга­низации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких доку­ментов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организа­ций и индивидуальных аудиторов.