Уровни корпоративного налогового планирования.1

Лекция 2_. Налоговое планирование на микроуровне

(корпоративное налоговое планирование - КНП)

1. Уровни корпоративного налогового планирования.

2. Методы корпоративного налогового планирования.

3. Эффективность корпоративного налогового планирования и способы ее оценки.

 

Налоговое планирование на микроуровне можно рассматривать, в свою очередь, исходя из двух его уровней:

1) стратегическое КНП;

2) оперативное КНП.

У стратегического КНП наиболее широкие возможности открываются на начальном этапе создания предприятия. В этом случае производится оценка альтернативных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий: выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная налоговая база. Главной целью стратегического КНП является определение наиболее эффективных с позиций налогообложения условий предпринимательской деятельности образовавшейся организации. Очень большое влияние стратегическое НП может оказать и на решение хозяйствующего субъекта при кардинальных изменениях условий его функционирования, в частности, при смене собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т.д. В данной ситуации проводится анализ вводимых изменений и оценка их эффективности с точки зрения налогообложения. Задачей же является определение наиболее рациональных путей осуществления задуманных изменений. И, наконец, когда основные направления, структура, налоговый статус и место расположения предприятия уже определены, оно работает и не планирует каких-либо серьезных изменений в своей деятельности, внедрение элементов стратегического налогового планирования, тем не менее, имеет место. Оно заключается в проведении анализа уже существующих условий функционирования предприятия, составлении информационной налоговой базы и формировании налогового поля для осуществления на этой основе оперативного НП. Таким образом, элементы стратегического НП необходимо применять на любом этапе существования хозяйствующей единицы.

Рассмотрим второй уровень - оперативное КНП.

Оперативное КНП осуществляется в процессе повседневной, текущей деятельности предприятия. Один из основных его элементов – это расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенным по тем или иным признакам, и составление на этой основе долгосрочных и краткосрочных планов налоговых платежей. Вообще, воздействие на налогооблагаемые базы, управление ими является одним из главных предметов НП. На основе расчета налогооблагаемых баз производится составление конкретных планов налоговых платежей. На данном этапе для расчета налогов на основе облагаемых баз следует применять укрупненные показатели, оказывающие определяющее или значимое влияние. Соответственно факторы, не играющие существенной роли, нужно свести к минимуму.

Вторая часть оперативного КНП заключается в составлении многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определении критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями предприятий. Как правило, сначала принимается решение, например, о выпуске новой продукции или создания нового структурного подразделения, производятся определенные действия - юридические, производственные и прочие, осуществляются материальные вложения, и лишь потом, при уплате налогов, выясняется, какие налоги, в каком размере и куда платятся, а какие могли быть альтернативы. Только рассмотрение всех возможных вариантов с применением метода составления компьютерных финансовых моделей, их оценка с точки зрения налоговых последствий с учетом дисконтирования денежных потоков и выбор наиболее оптимального варианта уже на начальной стадии работы над новым проектом может обеспечить успешное его внедрение и дальнейшее осуществление.

То же самое касается и текущих хозяйственных и финансовых операций. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления и заключения договоров. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств. При наличии постоянных или однотипных операций необходимо разработать унифицированные формы договоров, других необходимых документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистров налогового учета. В разработке таких форм должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы предприятия.