Инструменты и методы государственного налогового планирования

Тактическое и стратегическое ГНП

Стратегическое налоговое планирование – это планирование наращивания налогового потенциала.

Основная цель стратегического ГНП – это определение стратегического налогового потенциала, тогда как цель тактического ГНП – определение тактического налогового потенциала.

Налоговый потенциал – это способность базы налогообложения в пределах административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Причем, имеются в виду не фактические поступления, а именно способность.

Различают следующие виды налогового потенциала:

а) общий;

б) отдельного налога.

Общий налоговый потенциал - в практической плоскости – это сумма потенциалов всех налогов, действующих на территории.

Потенциал отдельного налога – определяется как максимально возможная сумма налоговых поступлений за определенный период, исходя из установленного законодательно порядка расчета налогового обязательства.

Таким образом, стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной валовой выручки (на макроуровне или в масштабе РФ), получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обоснованию.

Факторы:

- объем денежной массы в обращении;

- ВВП;

- Вещественные и трудовые факторы производства;

- Индексы цен, инфляции и др. макроэкономические показатели.

Тактический налоговый потенциал – определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.

Факторы:

- перспективная оценка доходности территорий.

Основной инструмент:

- прогнозирование налоговых поступлений.

Этапы (процедуры) стратегического ГНП:

- прогноз налогового потенциала;

- оценка внутреннего потенциала налоговой системы;

а) кадровая, организационная, нормативно-правовая составляющие;

б) принципы и методы управления налоговым производством;

- в результате – выработка КОНЦЕПЦИИ долгосрочного развития налоговой системы, ее ВИДЕНИЯ (например, перенос тяжести налогообложения из сферы производства в сферу обращения), и МИССИИ (например: «Мы добьемся таких доходов в бюджет, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан России»);

- и в самом итоге – выработка НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.

 

Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах:

а) экономический анализ поступления налогов;

б) экспертные оценки;

в) корреляция;

г) ранжирование и др.

Выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налогов.

В рамках стратегического налогового планирования достаточно широко применяются формализованные (количественные) методы прогнозирования:

а) методы прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей;

б) методы прогноза с помощью факторных моделей.