Формы и процедуры государственного налогового планирования

Цели и задачи государственного налогового планирования

ГНП – это один из элементов системы налогового менеджмента государства, наряду с регулированием и контролем.

Основная задача ГНП – экономическое обоснование в части налоговых источников количественных и качественных параметров бюджетных заданий (консолидированного, федерального, регионального и местного бюджетов) и перспективных программ социально-экономического развития страны (региона) в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

Информационная основа ГНП

- концепция и стратегия развития налоговой системы государства;

- прогноз и программы социально-экономического развития государства;

- бюджетные планы;

- прогнозы налоговых поступлений.

 

Основные показатели, учитываемые в ГНП

- прирост (снижение) ВВП;

- прибыль по народному хозяйству – в разрезе отраслей;

- показатели развития экономики субъектов РФ.

Источники данных по основным макроэкономическим показателям:

- Министерство Финансов РФ;

- Министерство экономического развития и торговли;

- ЦБ РФ;

- Федеральная статистическая служба;

- Уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

 

В зависимости от периода планирования различают:

а) оперативное планирование (на месяц или квартал);

б) краткосрочное планирование (на 1 финансовый год);

в) среднесрочное и долгосрочное (на период свыше 1 года).

 

При этом оперативное и краткосрочное планирование рассматривают как 2 составные части текущего планирования.

В зависимости от уровня целей различают:

а) тактическое (прогноз тактического налогового потенциала);

б) стратегическое (прогноз стратегического налогового потенциала).

Оперативное (тактическое) ГНП(решение тактических задач):

- осуществляется МинФином (и уполномоченными финансовыми органами субъектов РФ);

- цель: обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе:

- экономической классификации;

– министерств, ведомств;

- территорий;

- государственных программ.

- задачи:

- подготовка аналитических материалов для краткосрочного налогового планирования (т.к. в его ходе выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на повышение или снижение недоимки);

- обеспечение основы для предложений по совершенствованию законодательства;

- обеспечение налоговых органов данными для выработки тактики их контрольной работы, а также для определения круга налогов и предприятий, подлежащих непосредственной проверке, мер по совершенствованию контрольной работы.

Например, при представлении проекта консолидированного федерального бюджета на будущий финансовый период Правительством РФ были предусмотрены дополнительные поступления налогов за счет повышения их собираемости

Краткосрочное (стратегическое) ГНП:

- осуществляется непосредственно МинФином РФ и финансовыми органами регионов (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговой службы (и других органов, связанных с управлением экономикой в регионах);

- цель: оценка поступления налоговых доходов на финансовый год (соответствующего бюджета);

- задачи:

а) составление проектов налоговых доходов федерального, регионального и местного бюджетов на очередной год.

- этапы (процедуры):

1) Детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего (на момент прогноза) налогового законодательства (в целом и в разрезе отдельных налогов).

2) Разработка предложений по внесению в законодательство дополнений и изменений, направленных на повышение налоговых доходов.

3) Анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в текущем году и разработка мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций.

4) На основе проведенного анализа рассчитываются суммы поступлений по каждому виду налогов и всех поступлений.

При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные отклонения важнейших социально-экономических показателей, а также влияние политической обстановки.

5) Рассмотрение проектов налоговых поступлений в составе соответствующих бюджетов на предстоящий год (совместно с прогнозом социально-экономического развития и проектами изменений налогового законодательства):

а) в органах исполнительной власти, затем –

б) в органах законодательной (представительной) власти.

После внесения поправок –

в) утверждение в виде соответствующих законов.

 

Среднесрочное и долгосрочное ГНП:

- осуществляется: в основном, на федеральном уровне, Минэкономразвития РФ.

В связи с неустойчивостью экономических процессов в России перспективное налоговое прогнозирование не получило достаточно полного развития, поэтому является, в основном, частью социально-экономического прогноза на средне- и долгосрочную перспективу.

- цель: выработка плана всех налоговых поступлений на более отдаленную перспективу (без подразделения по видам налогов);

- задачи: обеспечение основы для выработки стратегии развития налоговой системы и налоговой (бюджетно-налоговой) политики государства;

- основной инструмент: прогнозирование налогового потенциала.

- этапы (процедуры):

а) оценка совокупного дохода территорий, налогового потенциала;

б) прогноз налоговых поступлений по регионам и видам налогов;

в) прогноз социально-экономических потребностей;

г) прогноз основных социально-экономических параметров (инфляция, индексы цен и др.).