Тема №14 Финансы домашних хозяйств
Под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения.
В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:
(а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;
(б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;
(в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.
К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.
Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис. 20.1. Как мы видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:
Рис. 1. Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства
1. с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов
2. с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;
3. с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;
4. со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;
5. с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.
Отсюда следует, что финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции.
Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция – финансы дом.хоз-в играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками именно в рамках распределительной функции.
Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.
Контрольная функция.Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.
Нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого, целого. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования.
Важной функцией финансов домашних хозяйств выступает также инвестиционная.Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике.
Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Т.о. государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.
Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство, например, повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.
Бюджет домашних хозяйств
1.1. Доходная часть бюджета домашнего хозяйства
Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребностей, которые любое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме(продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи).
В любой стране подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными.
Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть занятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания.
Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют по источникам поступлений:
- заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
- пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.
В приведенной классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.
Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.
Под совокупными доходамипонимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов,или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы— доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходыдомашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ)и бюджета прожиточного минимума(БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
1.2. Заработная плата с начислениями и доплатами
Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах.
К ней относят:
(1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
(2) выплаты за работу в особых условиях;
(3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;
(4) премии и единовременные поощрительные выплаты;
(5) плата за выслугу лет;
(6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;
(7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);
(8) командировочные расходы и подъемные;
(9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.
Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.
В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда(МРОТ). МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифицированный, простой труд. Размер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т. п.) не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств — для других организаций.
МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, находящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат.
1.3. Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения.
Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.
Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций1.
Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).
Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: (1) пособие по беременности и родам; (2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (3) единовременное пособие при рождении ребенка; (4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; (5) ежемесячное пособие на ребенка.
Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета.При этом государство гарантирует: (а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; (б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; (в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах; (г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Доходы от операций с имуществом и денежными средствамивозникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.
Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также продажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгодной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приводит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имущества. Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домашние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подержанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми изделиями, ювелирными изделиями и др. Однако с насыщением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж постепенно вытесняются.
2. Расходная часть бюджета домашних хозяйств
2.1. Классификация расходов домашних хозяйств
В зависимости от обязательности расходов разделение расходной части бюджета домашних хозяйств осуществляется на три основных раздела: (1) обязательные платежи; (2) расходы на потребление; (3) денежные сбережения.
Приведем краткую характеристику каждого из выделенных разделов.
2.1.1 Обязательные платежи домашних хозяйств
Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение.
Обязательные платежи классифицируются на две основные группы.
- К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц,
- Ко второй — коммунальные и другие платежи населения.
- Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного, страхования, являясь при этом страхователями.
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог на доходы физических лиц
Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц.Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.
Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.
К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств.Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину— обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными па это органами или должностными лицами.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц. К ним относятся:
►целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом «МРОТ;
►сбор с владельцев собак (не может превышать в год У7 части МРОТ);
►сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);
►сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
►курортный сбор и др.
Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги.К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.
Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения.Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета.
Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.
Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.
2.1.2 Расходы на потребление
На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60—80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.
Существует следующая классификация расходов домашних хозяйств на потребление. текущие расходы и капитальные расходы.,
К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).
Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов па потребление в РФ составляют текущие расходы, причем на оплату продовольственных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов. В США, для сравнения, они составляют не более 20% общей суммы располагаемых доходов.
2. Денежные сбережения домашних хозяйств
Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Выделяется три мотивации, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:
►создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
►создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;
►создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление.
Выделяют две основные формы сбережений:
(а) неорганизованные сбережения - наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте;
(б) организованные сбережения - денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.
Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся па организованные и неорганизованные, определяются: (а) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой; (б) специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.
Рассмотрим влияние на процесс сбережения некоторых из выделенных факторов.
Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия российских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные финансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонстрировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.
Так, создание страхового резерва для сохранения уровня текущего потребления говорит о необходимости поддержания наиболее ликвидной формы сбережений населения. Для того чтобы привлечь эту часть денежных сбережений населения, американские банки предлагают домашним хозяйствам трансакцион-ные депозиты. Обслуживая счета по этим депозитам, банк обязан немедленно исполнить любое требование о снятии средств, сделанное самим клиентом или третьим лицом по его поручению. Трансакциопные депозиты называют также чековыми, т. е. распорядиться этими депозитами вкладчик может, выписав чек. К ним относятся обычные вклады до востребования и НАУ-счета (Negotiable Order of Withdrawal Account или NOW-account), по которым банки выплачивают процент. В отечественной практике трансакционные (чековые) депозиты не получили распространения — частный владелец вклада до востребования в российском банке не может распорядиться им с помощью чека.
В отдельную группу стоит выделить вклады на счетах с автоматическим перечислением средств (cash management accounts), которые открывают своим клиентам американские банки. Подобные счета, являющиеся разновидностью брокерского счета, были предложены компанией Merrill Lynch в 1977 г. для частных инвесторов. Клиент может использовать этот счет как текущий, для оплаты товаров и услуг с помощью чека или банковской карты, а остаток денежных средств на счете автоматически инвестируется в фонд денежного рынка, принося его владельцу определенный доход. Отечественные банки не предлагают своим клиентам такой услуги.
Уровень развития карточной формы безналичных расчетов в экономически развитых странах позволяет населению практически повсеместно оплачивать текущие расходы, используя остаток на карточных счетах.
Таким образом, высокая степень ликвидности остатков на текущих счетах в зарубежных банках позволяет домашним хозяйствам быть полноправными участниками системы безналичных расчетов, снизить риск случайной утраты наличных денег и степень подверженности сбережений инфляции (в том случае, если по остатку на текущих счетах банки выплачивают доход).
Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих денежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутствуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно — ставка по остатку на текущих счетах не превышает 2%, тогда как, даже по официальным данным, уровень инфляции в 2002 г. составит не менее 12—13%. (Заметим, что уже в первой половине января 2002 г. инфляция составила 1,2%; если такие темпы обесценения рубля сохранятся, то к концу года он может подешеветь на 28,8%). Тем не менее стоит отметить, что сегодня происходит процесс постепенного вовлечения российского населения в систему безналичных расчетов путем развития их карточных форм, однако этот процесс происходит чрезвычайно медленно.
Основная цель вкладчика при внесении средств на счета по срочным вкладам — получение определенного дохода. Банки, привлекая устойчивый кредитный ресурс, выплачивают но срочным вкладам повышенный процент. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством денежные средства, размещенные на счетах по срочным вкладам, возвращаются вкладчику лишь по истечении определеннного, установленного договором срока. Вкладчик имеет возможность воспользоваться своими деньгами и до окончания срока хранения вклада, однако в этом случае он не получит ту сумму дохода, на которую рассчитывал. Доход вкладчику будет выплачен по ставке вклада до востребования, действующей в банке, за тот период, в течение которого его деньгами пользовался банк. Гражданский кодекс запрещает банкам снижать в одностороннем порядке ставку по заключенным ранее договорам срочного вклада.
Доход, выплачиваемый банками по остатку на срочных счетах, в известной степени позволяет домашним хозяйствам сберечь в условиях инфляции денежные средства с целью приобретения предметов длительного пользования, дорогостоящих услуг, создания денежных фондов для их дальнейшего инвестирования. Уровень инфляции в экономически развитых странах позволяет частному вкладчику добиваться своих целей. В России они пока вряд ли достижимы — в начале 2002 г. ставка по срочным вкладам в Сбербанке РФ составляла 12—18% в зависимости от условий вклада и, по сути, даже не покрывала темп инфляции.
Развитию отношений российских домашних хозяйств с коммерческими банками препятствует отсутствие государственной системы гарантирования вкладов физических лиц.
Справедливость этой позиции можно проиллюстрировать иа примере экономического развития той страны, в валюте которой большинство российских граждан предпочитает хранить сегодня свои сбережения. После краха фондового рынка в 1929 г. в США началось повальное банкротство банков. Его основной причиной было массовое изъятие физическими лицами своих вкладов. В начале 30-х годов Конгресс США принял решение о федеральном страховании депозитов путем создания фондов FDIC и FSLIC1. Величина страхового взноса равнялась 0,25% суммы внесенных во вклад денежных средств. Страховались только небольшие по величине депозиты (с 1980 г. страхуются депозиты до 100 000 долл.). Впоследствии фонд FSLIC был ликвидирован. С 1998 г. взносы банков для страхования депозитов составляют от 0,23 до 0,28% в зависимости от степени риска активов кредитного института. Создание в 1934 г.