Тема №14 Финансы домашних хозяйств

Под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения.

В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

(а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, произво­димых фирмами;

(б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производст­ва;

(в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобре­тая реальные и финансовые активы.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денеж­ных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инве­стирования и др.

Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис. 20.1. Как мы видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

Рис. 1. Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства

1. с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использо­вания совместных денежных фондов

2. с предприятиями, работающими в различных сферах материального про­изводства или производства услуг и выступающими в качестве работода­телей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу рас­пределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

3. с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских креди­тов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

4. со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

5. с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

 

Отсюда следует, что финансы домашне­го хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и ис­пользования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявля­ется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция – финансы дом.хоз-в играют главенствующую роль на по­следней ступени распределительного процесса. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участ­никами именно в рамках распределительной функции.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряже­нии домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных плате­жей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Контрольная функция.Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является само­стоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

 

Нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов раз­личных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, прихо­дящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домаш­него хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, кото­рая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого, целого. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования.

Важной функцией финансов домашних хозяйств выступает также инвестиционная.Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материаль­ной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функ­цию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторон­ним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, спо­собствующим росту инвестиций в экономике.

 

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера фи­нансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принима­ет решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их ве­личине и целевом назначении, о времени их использования. Т.о. государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство, например, повышение ставок налогов, выплачивае­мых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются че­рез бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в ре­зультате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Бюджет домашних хозяйств

 

1.1. Доходная часть бюджета домашнего хозяйства

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домаш­них хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологи­ческий и социальный минимум потребностей, которые лю­бое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме(продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то дохо­дами следует считать денежные средства, вырученные от продажи).

В любой стране подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральны­ми.

Низкий уровень денежных доходов в частном и государствен­ном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть за­нятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют по источни­кам поступлений:

- заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

- пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

- доходы от предпринимательской деятельности;

- доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в фи­нансово-кредитной сфере.

В приведенной классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а так­же доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной Рос­сии имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, получен­ные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строи­тельству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

 

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокуп­ных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходамипонимают общую сумму денежных и натураль­ных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплат­ных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы мож­но оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель распо­лагаемых доходов,или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть вало­вого внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы— доходы домашнего хозяйства за определенный пе­риод в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на вели­чину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также до­ходов, полученных в результате погашения задолженности государства и орга­низаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходыдомашних хозяйств определяются двумя факторами — рас­полагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приоб­рести на фактически полученные номинальные доходы. Для домашних хозяйств реальные доходы, на­ряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ)и бюджета прожи­точного минимума(БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допусти­мые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты пи­тания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услу­ги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской кор­зины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минималь­ный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходи­мых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

1.2. Заработная плата с начислениями и доплатами

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах.

К ней относят:

(1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

(2) выплаты за работу в особых условиях;

(3) доплаты за сверхуроч­ную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

(4) пре­мии и единовременные поощрительные выплаты;

(5) плата за выслугу лет;

(6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

(7) доходы от участия в при­былях (например, дивиденды на акции);

(8) командировочные расходы и подъ­емные;

(9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему не­посредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся ос­новной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

В целях социальной защиты государство гарантирует населению минималь­ный размер оплаты труда(МРОТ). МРОТ соответ­ствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифи­цированный, простой труд. Раз­мер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т. п.) не должен быть ниже установленного законо­дательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов — для организаций, фи­нансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств — для других организаций.

МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, нахо­дящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат.

 

1.3. Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудово­го вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсион­ных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социаль­ный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддер­жания минимального уровня жизни населения.

Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудо­вым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предос­тавляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.

Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантирован­ным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населе­ния для осуществления долгосрочных инвестиций1.

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида тру­довых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за вы­слугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: (1) пособие по беременности и родам; (2) едино­временное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (3) единовременное пособие при рождении ребен­ка; (4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дости­жения им возраста полутора лет; (5) ежемесячное пособие на ребенка.

Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, пре­доставляемые из бюджета.При этом государство гарантирует: (а) выплату по­собия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности без­работного; (б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повы­шения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; (в) возмож­ность участия в оплачиваемых общественных работах; (г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Доходы от операций с имуществом и денежными средствамивозникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижи­мое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.

Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также про­дажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгод­ной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приво­дит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имуще­ства. Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домаш­ние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подер­жанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми изделиями, ювелирными изделиями и др. Однако с насы­щением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж по­степенно вытесняются.

2. Расходная часть бюджета домашних хозяйств

2.1. Классификация расходов домашних хозяйств

В зависимости от обязательности расходов разделение расходной части бюджета домашних хо­зяйств осуществляется на три основных раздела: (1) обязательные платежи; (2) расходы на по­требление; (3) денежные сбережения.

Приведем краткую характеристику каждого из выделенных разделов.

2.1.1 Обязательные платежи домашних хозяйств

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные дохо­ды. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение.

Обязательные платежи классифицируются на две основные груп­пы.

- К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц,

- Ко вто­рой — коммунальные и другие платежи населения.

- Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полу­ченного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если до­машнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существо­вания в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного, страхования, являясь при этом страхователями.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью На­логового кодекса РФ — налог на доходы физических лиц

Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц.Налогом облагается находя­щееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движи­мого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транс­портные средства, за исключением весельных лодок.

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, пере­ходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца иму­щества.

К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранс­портных средств.Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легко­вым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства при­ходится включать государственную пошлину— обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу доку­ментов уполномоченными па это органами или должностными лицами.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законода­тельством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физи­ческих лиц. К ним относятся:

►целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство терри­тории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом «МРОТ;

►сбор с владельцев собак (не может превышать в год У7 части МРОТ);

►сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превы­шать 75% МРОТ);

►сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);

►курортный сбор и др.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные нало­ги.К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

 

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства — комму­нальные и другие ежемесячные платежи населения.Размер этой статьи зави­сит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители не­больших населенных пунктов. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугород­ной телефонной связи.

 

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежеме­сячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удов­летворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

 

2.1.2 Расходы на потребление

На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составля­ют 60—80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.

Существует следующая классификация расходов домашних хо­зяйств на потребление. текущие расходы и капитальные расходы.,

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приоб­ретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматоло­га и т. п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродо­вольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных проме­жутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на об­разование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).

Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов па по­требление в РФ составляют текущие расходы, причем на оплату продовольст­венных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов. В США, для сравнения, они составляют не более 20% общей суммы располагаемых доходов.

 

2. Денежные сбережения домашних хозяйств

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования яв­ляется располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Выделяется три мотивации, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

►создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

►создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расхо­дов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;

►создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в ак­ции, облигации и т. д.) — индивидуальное накопление.

 

Выделя­ют две основные формы сбережений:

(а) неорганизованные сбережения - наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте;

(б) ор­ганизованные сбережения - денежные средства населения, раз­мещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

 

Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в кото­рых они делятся па организованные и неорганизованные, определяются: (а) фак­торами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой; (б) специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования част­ных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

Рассмотрим влияние на процесс сбережения некоторых из выделенных фак­торов.

Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия рос­сийских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государ­ству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть сво­их активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные фи­нансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонст­рировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.

Так, создание страхового резерва для сохранения уровня текущего потребле­ния говорит о необходимости поддержания наиболее ликвидной формы сбере­жений населения. Для того чтобы привлечь эту часть денежных сбережений населения, американские банки предлагают домашним хозяйствам трансакцион-ные депозиты. Обслуживая счета по этим депозитам, банк обязан немедленно исполнить любое требование о снятии средств, сделанное самим клиентом или третьим лицом по его поручению. Трансакциопные депозиты называют также чековыми, т. е. распорядиться этими депозитами вкладчик может, выписав чек. К ним относятся обычные вклады до востребования и НАУ-счета (Negotiable Order of Withdrawal Account или NOW-account), по которым банки выплачива­ют процент. В отечественной практике трансакционные (чековые) депозиты не получили распространения — частный владелец вклада до востребования в рос­сийском банке не может распорядиться им с помощью чека.

В отдельную группу стоит выделить вклады на счетах с автоматическим пе­речислением средств (cash management accounts), которые открывают своим клиентам американские банки. Подобные счета, являющиеся разновидностью брокерского счета, были предложены компанией Merrill Lynch в 1977 г. для ча­стных инвесторов. Клиент может использовать этот счет как текущий, для оп­латы товаров и услуг с помощью чека или банковской карты, а остаток денеж­ных средств на счете автоматически инвестируется в фонд денежного рынка, принося его владельцу определенный доход. Отечественные банки не предлага­ют своим клиентам такой услуги.

Уровень развития карточной формы безналичных расчетов в экономически развитых странах позволяет населению практически повсеместно оплачивать текущие расходы, используя остаток на карточных счетах.

Таким образом, высокая степень ликвидности остатков на текущих счетах в зарубежных банках позволяет домашним хозяйствам быть полноправными участниками системы безналичных расчетов, снизить риск случайной утраты наличных денег и степень подверженности сбережений инфляции (в том слу­чае, если по остатку на текущих счетах банки выплачивают доход).

Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих де­нежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутст­вуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно — ставка по остатку на текущих счетах не превышает 2%, тогда как, даже по официальным данным, уровень ин­фляции в 2002 г. составит не менее 12—13%. (Заметим, что уже в первой поло­вине января 2002 г. инфляция составила 1,2%; если такие темпы обесценения рубля сохранятся, то к концу года он может подешеветь на 28,8%). Тем не менее стоит отметить, что сегодня происходит процесс постепенного вовлечения рос­сийского населения в систему безналичных расчетов путем развития их карточ­ных форм, однако этот процесс происходит чрезвычайно медленно.

Основная цель вкладчика при внесении средств на счета по срочным вкла­дам — получение определенного дохода. Банки, привлекая устойчивый кредит­ный ресурс, выплачивают но срочным вкладам повышенный процент. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством денежные средства, размещенные на счетах по срочным вкладам, возвращаются вкладчику лишь по истечении определеннного, установленного договором срока. Вкладчик имеет возможность воспользоваться своими деньгами и до окончания срока хранения вклада, однако в этом случае он не получит ту сумму дохода, на которую рас­считывал. Доход вкладчику будет выплачен по ставке вклада до востребования, действующей в банке, за тот период, в течение которого его деньгами пользо­вался банк. Гражданский кодекс запрещает банкам снижать в одностороннем порядке ставку по заключенным ранее договорам срочного вклада.

Доход, выплачиваемый банками по остатку на срочных счетах, в известной степени позволяет домашним хозяйствам сберечь в условиях инфляции денеж­ные средства с целью приобретения предметов длительного пользования, дорого­стоящих услуг, создания денежных фондов для их дальнейшего инвестирования. Уровень инфляции в экономически развитых странах позволяет частному вклад­чику добиваться своих целей. В России они пока вряд ли достижимы — в начале 2002 г. ставка по срочным вкладам в Сбербанке РФ составляла 12—18% в зави­симости от условий вклада и, по сути, даже не покрывала темп инфляции.

Развитию отношений российских домашних хозяйств с коммерческими бан­ками препятствует отсутствие государственной системы гарантирования вкла­дов физических лиц.

Справедливость этой позиции можно проиллюстрировать иа примере эконо­мического развития той страны, в валюте которой большинство российских граждан предпочитает хранить сегодня свои сбережения. После краха фондово­го рынка в 1929 г. в США началось повальное банкротство банков. Его основ­ной причиной было массовое изъятие физическими лицами своих вкладов. В начале 30-х годов Конгресс США принял решение о федеральном страхова­нии депозитов путем создания фондов FDIC и FSLIC1. Величина страхового взноса равнялась 0,25% суммы внесенных во вклад денежных средств. Страхо­вались только небольшие по величине депозиты (с 1980 г. страхуются депози­ты до 100 000 долл.). Впоследствии фонд FSLIC был ликвидирован. С 1998 г. взносы банков для страхования депозитов составляют от 0,23 до 0,28% в зави­симости от степени риска активов кредитного института. Создание в 1934 г.