Управление финансами
Финансовая политика на современном этапе.
В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:
1). проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;
2). преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;
3). комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
– разумная приватизация государственного сектора;
– дальнейшее развитие антимонопольной политики;
– совершенствование действующей налоговой системы;
– финансовое обеспечение конверсии;
– развитие финансового рынка;
– ликвидация бюджетного дефицита;
– сокращение внутреннего и внешнего долга;
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
К объектам относятся:
– финансы предприятий и организаций;
– страховые отношения;
– государственные финансы и т.д.
Финансовые субъекты – организации, которые организуют и осуществляют это управление.
К субъектам относятся:
– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;
– финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик);
– налоговые инспекции.
Различают след.виды управление финансами:
1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.
2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования.
Важнейшими этапами управления финансами явл-ся:
анализ планированиеорганизацияучет контрольрегулированиеанализ
1. Фин.планирование – это процесс разработки и реализации фин.планов. Фин.план – это система анализа, обобщения, взаимоувязки фин.показателей. Система финансовых планов характеризуется: 1) наличием разнообразных видов и форм финансовых планов; 2) взаимосвязями разных финансовых планов друг с другом
Фин. прогнозирование – это предвидение фин.положения на тот или иной период времени (среднесрочное 3-5 лет, долгосрочное – свыше 5 лет), главной целью явл-ся определение реально возможного объема фин.ресурсов и потребности в них. Этапы фин.планирования следующие 1) анализ выполнения финансового плана за предыдущий период; 2) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый год; 3) балансирование расходов с доходами. Перенос сложившихся пропорций формирования и использования фин.ресурсов на фин.план реализуется с использованием метода экстраполяции.
2.Фин.контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения фин.законодат-ва и фин.дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления. Предметом фин.контроля явл-ся разл.фин.показатели (доходы и расходы, себестоимость и прибыль). Различают след.формы фин контроля: предварит, текущий, послед-й.
Виды фин.контроля бухгалтерия предприятия = внутрихозяйственный; аудиторская фирма = аудиторский; Счетная палата РФ = государственный; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств = ведомственный = общественный
!!!!!! Функциональные элементы управления:
Элемент 1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.
Элемент 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах.
Элемент 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов.
Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.
Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.
Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.
Вторая сфера - система страховых органов.
Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.
Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.
Финансовый аппарат составляют:
а) финансовые органы государства;
б) страховые органы;
в) финансовые службы предприятий.
На общегосударственном уровне аппарат управления фин.системой включает след органы:
· Минфин РФ – 1) разработка и реализации фин. политики; 2) составление проекта и исполнение фед.бюджета; 3) осущ-е фин.контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных ср-в и ср-в внебюджетных фондов; 4) обеспечение устойчивости гос.финансов и осущ-е мер по развитию фин.рынков.
· Федеральное казначейство (подразделение Минфина)- 1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета; 2) фин.исполнение гос.внебюджетных фондов; 3) управление рынком цен.бумаг; 4) предоставление отчетности о фин. операциях Прав-ва.
· Счетная палата (орган гос.фин.контроля, организуемый Федеральным Собранием РФ)- организ-я и осущ-е контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статекй фед.бюджета и внбюджетн.фондов; 2) фин.экспертиза проектов фед.законов; 3) предоставление Совету Федерации и Гос.думе инф-ции о ходе исполнения фед.бюджета.
· Мин-во по налогам и сборам – контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обяз-х платежей.
· Гос.таможенный комитет – несет ответственность за поступлением таможенных пошлин.