Финансовая политика

Тема №7: Финансовая политика и управление финансами

Формы управления гос. долгом.

1. Погашение за счет бюджета (неэффективно).

2. Рефинансирование – погашение осн.долга и процентов за счет ср-в, получаемых от размещения новых займов – «фин.пирамида».

3. Аннулирование – отказ гос-ва от уплаты осн.долга и процентов по ранее выпущенным займам

4. Конверсия – это изменение условий доходности по займу (чаще всего в сторону уменьшения); Конверсия займа означает изменение первоначальных условий договора (цена, срок, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Конверсии бывают добровольные, обязательные, принудительные. При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять их на новые, как правило, с более низким процентом. Держатели облигаций имеют право либо прекратить действие облигации, получив свои деньги, либо обменять их на новые. При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их гос-ву в установленные сроки. При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока.

5. Новация – соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия данного обяз-ва и замене его на др.обяз-вом, имеющим др.условия.

6. Консолидация – увеличение сроков погашения. Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер. Чаще всего консолидация сопровождается конверсией.

7. Унификация – объединение нескольких взятых на себя обяз-в с заменой на новые. Унификация займов означает замену нескольких ранее выпущенных облигаций новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.

8. Реструктуризация – заключение нового кредитного договора.

 


Государство разрабатывает фин. Политику как ср-во реализации своих целеей и задач в финансовой сфере.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства в области использования финансов, след-но, это надстроечное понятие. Фин. политика – это концентрированное выражение финансов.

Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. В процессе ее выработки обеспечивается материальные условия для выполнения поставленных задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Выделяют следующие цели фин.политики в зависимости от направлений фин. деятельности государства, которую можно разделить на три вида :

· Аллокация (распределение) – финансирование государством производства тех товаров и услуг, которые не может произвести частный сектор (оборона, управление, межд.деят-ть и т.д.);

· Перераспределение – это фин. перераспределение гос-вом доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

· Стабилизация – осущ-е фин.мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижения инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Гл.целью фин. политики явл-ся увеличение объема и улучшение эффективности использования фин. ресурсов.

Кроме того, разрабатывая фин.политику, гос-во преследует достижение след.целей:

· Повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей нар.хоз-ва;

· Оздоровление и структурная перестройка экономики;

· Снижение темпов инфляции.

Т.о. финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика называется прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Финансовая политика должна объективно соответствовать закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий.

Развитие производства характеризуется рядом показателей:

· ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов;

· Объем инвестирования;

· Темпы обновления основных фондов;

· Рост производительности труда;

· Жизненный уровень населения;

· Дефицит государственного бюджета;

Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Функции финансовой политики:

· фискальная;

· экономическая.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части (!!!!!!):

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную (стратегия) и ближайшую (тактика) перспективу.

2) разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей

3) принятие нормативных актов и конкретных организационных мер в области использования финансов.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях.

Финансовая политика содержит в себе финансовые стимулы, использование которых позволяет увеличивать объемы финансовых ресурсов во всех звеньях фин.системы.

Финансовые стимулы -это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования, а результатами использование является увеличение объемов фин.ресурсов.

Можно выделить группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость – какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.

Финансоотдача – какое количество фин.ресурсов дополнительно возвращается при вложении определенного объема (количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы).Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства. Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные финансовые (налоговые) льготы и санкции

Для возможности реализации фин.политики разрабатывается соответствующий финансовый механизм, который явл-ся инструментом реализации фин.политики.

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления.

Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Финансовый механизм делится на:

– финансовый механизм организаций;

– страховой механизм;

– механизм функционирования государственных органов;

– кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.

Территориальное деление:

- финансовый механизм федерации;

- финансовый механизм республики;

- финансовый механизм местных органов.

По воздействию на общественное производство:

а) механизм мобилизации финансовых ресурсов;

б) механизм предоставления финансовых ресурсов;

в) механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов.

 

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Блок 1.Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:

планирование; систему расчетов;
прогнозирование; аренду;
самофинансирование; страхование;
инвестиционную программу; залоговые операции;
кредитование; траст;
выпуск ценных бумаг; факторинг;
налогообложение; лизинг;
трансферт.

Блок 2Правовое обеспечение

· правовые акты;

· законы;

· указы;

· постановления Правительства;

· приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.

Блок 3Финансовые рычаги:

Прибыль цена;
Доход арендная плата;
амортизационные отчисления дивиденды;
финансовые санкции процентная ставка;
Дисконт

\

Блок 4Нормативное обеспечение:

 

· инструкции;

· методические указания.

Блок 5 Информационное обеспечение:

· компьютерные программы;

· бухгалтерская отчетность;

· статистическая отчетность;

· оперативная отчетность и пр.

 

Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику, т.е. финансовое право осуществляет регламентацию всех финансовых отношений.

Т.о. можно определить след. последовательность связей между финансами, фин.политикой и фин.правом:

1. финансы как экономическая категория

2. финансовая политика

3. финансовое право (правовое оформление фин.политики)

4. финансовый механизм

В качестве важнейших направлений гос.фин.политики выступают:

· Бюджетная политика – представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования и осуществления взаимодействия бюджетов всех уровней.

· Налоговая политика – это деят-ть органов гос.власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых эконом.субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

· Инвестиционная политика – это комплекс мероприятий по созданию уловий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

· Социальная фин.политика – связана с решением задач фин.обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ (охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику фин.помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

· Таможенная политика – это совокупность налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт отечественных товаров и услуг.

 

Из вышесказанного можно сделать след. выводы:

· финансовая политика трансформируется в нормы финансового права;

· состояние финансов предопределяет цели и задачи финансовой политики;

· финансовая политика благодаря финансовому праву оформляется новыми нормативными актами и реализуется через финансовый механизм.