СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финан­сирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако при возникновении таких условий как:

-несбалансированная политика доходов и расходов.

-неэффективная налоговая политика.

-высокий темп роста экономики.

-чрезвычайные обстоятельства.

государство вынуждено привлекать для покрытия сво­их расходов средства из других источников.

 

Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:

1. Эмиссионный, который получил название инфляционного. Его суть заключается в том, что дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег, что порождает инфляцию.

Как показывает практика развивающих­ся стран (Бразилия и др.), инфляция до 30 % в год может спо­собствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей на внутреннем рынке.

2. Безэмиссионный, или безинфляционный. Данный способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет государственного кредита. Именно этот способ чаще всего используется для получения дополнительных доходов бюджета, т.к. обращаться прямо к народу для покрытия чрезвычайных расходов не всегда возможно по той причине, что новые налоги могут вконец истощить благосостояние народа. В таком случае государство прибегает к кредиту, чтобы удовлетворить чрезвычайные расходы. Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы

Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Источники кредитования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источники финансирования делятся на следующие группы:

- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- прочие источники внутреннего финансирования;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств с внешних фин.рынков, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.

 

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

 

Го­сударственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется за­долженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

(!!!!!)Государственные долги делятся на внутренние и внешние, признаком такой классификации выступает валюта заимствований (валюта, в которой оформлены долговые обязательства).

В соответствии с Бюджетным кодексом долговые обяз-ва РФ могут сущ-ть в форме:

· Кредитных соглашений и договоров, заключ.от имени РФ с кредитными орг-ми, ин.гос-ми и междун-ми фин.орг-ми

· Гос.цен.бумаг, выпускаемых от имени РФ;

· Договоров о предоставлении гос.гарантий РФ, договоров поручит-ва РФ по обеспечению исполнения обяз-в третьим лицам;

· Переоформление обяз-в третьих лиц в гос.долг РФ на основе принятых Фед.законов;

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

- целевые займы и вклады;

- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;

- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

- казначейские обязательства;

- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

- ГКО;

- ОФЗ-ПК и т.д.

Основная цель выпуска внутренних займов в России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов.

Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом сво­его происхождения.

 

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;

- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

 

В России доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54%, в 2003 году - 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Коэффициент "внешний долг/ВВП" - показатель нормы накопленной задолженности, позволяющий оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражающий ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг.

Чем выше этот показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если объем накопленного долга превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса" ("Debt Overhang"). Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.

Задолженность Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств в структуре государственного внешнего долга России занимает ведущее положение. Объем этой задолженности по состоянию на 1 января 2004 года, составил 54,7 млрд. долларов США, или 45,7% от общей суммы долга.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. По состоянию на 1 января 2004 года объем этих обязательств составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

Необходимо отметить, что17 сентября 1997 года России вступила в Парижский клуб кредиторов. Со вступлением в Парижский клуб кредиторов у России появилась возможность использовать такой рычаг как политическое и экономическое воздействие на должников со стороны руководителей государств-лидеров мировой экономики и международных финансовых организаций. Вместе с тем принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только с получением политических преимуществ и определенных экономических выгод (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе предусмотрены следующие пределы гос.заимствований: Предельный объем гос.внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению гос.внешнего долга РФ.

Экономические и социальные последствия возрастания государственного долга:

1) приводит к росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);

2) имеет непроизводительный характер использования полученных средств;

3) увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.

 

Долговые коэффициенты и методологические основы их расчета

1. Назначение и сущность долговых показателей

Долговые показатели (коэффициенты) используются для оценки способности страны-должника выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема внешнего долга. Так, международные финансовые организации (МБРР, МВФ) и страны-члены Парижского клуба применяют их для классификации государств-дебиторов, международные рейтинговые агентства - при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов, Организация экономического сотрудничества и развития - при расчете "стоимости" предоставляемых государствам экспортных кредитов, суверенные заемщики - при оценке возможных последствий привлечения займов и кредитов.

Наиболее широко используемые в международной практике долговые показатели (коэффициенты) рассчитываются в целях определения следующих соотношений.

1.1. Соотношение объема внешнего долга страны и объема ВВП

Коэффициент "внешний долг/ВВП" - показатель нормы накопленной задолженности, позволяющий оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражающий ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг.

Чем выше этот показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если объем накопленного долга превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса" ("Debt Overhang"). Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП.

1.2. Соотношение объема внешнего долга страны и объема ВНП

Показатель "внешний долг/ВНП" - индикатор долгового положения, близкий по экономическому смыслу к показателю "внешний долг/ВВП". Макроэкономический показатель ВНП (отражающий совокупную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами как внутри страны, так и за ее пределами) отличается от показателя ВВП (отражающего совокупную стоимость товаров и услуг, созданных резидентами и нерезидентами внутри страны) на величину сальдо расчетов с зарубежными странами. Для развитых индустриальных стран характерен незначительный размер (1-2%) указанного сальдо. В российской статистике показатель ВНП не используется.

Показатель "внешней долг/ВНП" используется Мировым банком в качестве одного из критериев для классификации стран-дебиторов по 3 группам: страны со значительным объемом задолженности - более 80%; страны с умеренным объемом задолженности - менее 80%, но выше 48%; страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 процентов.

1.3. Соотношение объема внешнего долга страны и годового объема экспорта товаров и нефакторных услуг

Коэффициент "внешний долг/экспорт" - второй показатель нормы накопленной задолженности (помимо соотношения "внешний долг/ВВП (ВНП)") - является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Мировой банк использует этот показатель в качестве одного из критериев - для классификации стран-дебиторов по группам: критическим уровнем считается превышение суммой долга 220% экспорта, умеренным - менее 220%, но выше 132%, небольшим - менее 132 процентов.

1.4. Соотношение объема государственного внешнего долга и доходов государственного бюджета

Показатель "государственный долг/государственные доходы" отражает уровень долговой нагрузки на государственный бюджет страны. Поддержание страной-дебитором уровня в 250% является подтверждением факта ее долговой устойчивости.

1.5. Соотношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны и объема ВВП

Показатель "платежи по внешнему долгу/ВВП" характеризует уровень текущей долговой нагрузки на национальную экономику дебитора и отражает долю произведенной в стране стоимости, направляемую на выполнение обязательств по внешнему долгу.

По имеющейся информации, у Венгрии, не прибегавшей к реструктуризации внешнего долга, платежи по его погашению и обслуживанию в течение 5 лет составляли около 20% ВВП.

1.6. Соотношение объема накопленных золотовалютных резервов и годовой суммы платежей по обслуживанию внешнего долга страны

Показатель "резервы/платежи по внешнему долгу" является важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью, т. е. способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу и, соответственно, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки.

Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать и/или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты.