Турист – потребитель туристского продукта (услуг, работ и товаров)

Тема 3. Туристская деятельность.

Турист как потребитель туристской услуги.

Имеется множество определений туриста, которые отражают направленность закона или нормативного акта и определенные экономические интересы государства по принадлежности. Собственно над этим определением специалисты трудятся более 50-ти лет.

Первые определения туриста были сформированы в 1937 г. специальным комитетом Лиги Наций.

В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме (Rome Conference Definition) рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение для туриста:

Tourist– temporary visitors staying at least 24 hours in the country visited and the purpose of whose journey can be classified as (a) leisure, i.e. recreation, holiday, health, study, religion or sport, or (b) business, (c) family, (d) missions, or (e) meeting.

В теории туризма, это определение в полном виде выглядит следующим образом.

Турист, как потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг – временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны, независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми, религиозными, спортивными целями и не занимающийся при этом в месте временного пребывания деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Турист – потребитель туристского продукта (услуг, работ и товаров)

Прежде всего, турист является потребителем туристского продукта (услуг, работ и товаров) и, следовательно, находится под защитой законодательства «О защите прав потребителей», которое имеет место практически в каждой цивилизованной стране, в том числе и РК. Туризм зависит от платежеспособного потребительского спроса. Не будет туриста – не будет и туризма. Множество различных общественных организаций занимается вопросами защиты прав потребителей. Потребитель (турист, экскурсант, иной посетитель) весьма нервно относится к условиям отдыха и жалуется по его завершению в случае непредставления купленных услуг или несоответствия качества этих услуг обещанному. Так, самыми привередливыми считаются немецкие туристы. В Германии продается до 500 тыс. жалоб на туристские фирмы с требованием компенсации. В стране имеется специальный арбитраж, занимающийся разрешением таких споров. Известны третейские суды, специализирующиеся на разбирательстве споров именно в сфере туризма.