Тема №5. Внебюджетные фонды.

Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления используются для финанси­рования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и много­детным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, за­висит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства.

Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите на­селения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджеты и внебюджет­ные фонды денежные средства позволяют государству осуществ­лять социальную политику.

Внебюджетные фонды — это совокупность денежных распределитель­ных и перераспределительных отношений, в результате которых фор­мируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и конт­рольную функции.

Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей эконо­мики в целях обеспечения их развития.

Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях в производственном либо социаль­ном процессах.

 

В зависимости от источников формирования, назначения и масш­табов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государ­ственных) внебюджетных фондов входят:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К централизованным также относятся Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Федеральный фонд социаль­ной поддержки населения и др.

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других за­дач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

• по решению региональных и муниципальных органов власти
для решения региональных и местных задач;

• для решения отраслевых задач (фонды научно-исследователь­
ских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.), )

Источниками формирования внебюджетных фондовслужат:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ,
субъектов РФ, решениями местных органов власти;

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фон­дами — юридическими лицами;

· другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в феде­ральной, региональной и муниципальной собственности.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются федеральным Собранием в форме феде­ральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона