Анализ бюджета
В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа следующие:
• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
• обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий, а также обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
• выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Эти цели — общие для всех бюджетов.
Анализ же территориальных бюджетов позволяет определить:
• уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
• уровень устойчивости территориального бюджета;
• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Методы и инструментарий, используемые для анализа бюджета.
1.Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
2.Следующий метод — группировка, т.е. показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, устанавливать тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3.Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
• горизонтальный анализ, позволяющий сравнивать текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
• вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
• трендовый анализ, выявляющий тенденции динамики бюджет ных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа можно прогнозировать бюджетные показатели на будущее;
• факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на показатели расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материально
го производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям ис
пользования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по от
дельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финанси
рования и отраслям производственной и непроизводственной сфер;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.