Исполнение бюджета

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — это действия по мобилизации и использова­нию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — платель­щики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

 

Для исполнения бюджета Минфин составляет роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись- это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета

В ней детально расписаны расходы и доходы в соответствии с бюджетной классификацией. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с соблюдением процедуры санкционирования, а затем финансирования.

Основными участниками исполнения бюджета являются:

Гл.распорядитель ср-в федерального бюджета- это орган испол­нительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополуча­телям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, ут­верждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходи­мости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использо­ванием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. В качестве распорядителей бюджетных ср-в выступают органы гос.власти, органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным получателям.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функ­ций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в смет­ном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

 

Гл.распорядитель имеет след.права и полномочия:

1) определяет задания по предоставлению гос-х или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получ-ей бюдж-х ср-в

2) составляет сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений

3) составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обяз-в по подведомственным распорядителям и получ-ям бюджетных ср-в и исполняет соответствующую часть бюджета. Получателями бюдж.ср-в явл-ся бюджетные учреждения, иные орг-ции, имеющие право на получ-е бюдж.ср-в соответствии с бюджетной росписью на соответств-ий год.

4) имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов

5) осущ-ет контроль получ-ей бюджетных ср-в в части обеспечения целевого использования бюджетных ср-в, своевременного их возврата, представления отчетности,

6) осущ-ет контроль за использ-ем бюдж.ср-в распорядителями бюджетных ср-в, бюджетными учреждениями, гос-ми и муниципальными унитарными п/п, которым передана на праве хоз-го ведения или в управление собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований

7) готовит и предоставляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным ср-вам, а также отчет о выполнении задания по предоставлению гос-х и муниципальных услуг.

 

 

Важный этап бюджетного процесса — контроль за исполнением бюджета, осуществляемый:

· Счетной палатой;

· Мин.фин – ведущий орган гос.фин-го контроля .

· Фед.казначейством;

· Фед.службой по фин.мониторингу

· Фед.службой фин-бюджетного контроля

· Фед.налоговой служба

· Банком России

· Фед.службой по фин.рынкам

· Фед.таможенной службой

Фин.контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения фин.законодат-ва и фин.дисциплины всех субъектов хозяйствования.

Главной задачей фин.контроля явл-ся содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.законодат-ва, фин.дисциплины, недопущение нецелевого использования бюджетных и внебюджетных ср-в.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осу­ществляется в форме парламентского и административного контроля.

Парламентский контроль,осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:

• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопро­водительных материалов при утверждении бюджета; на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об ис­полнении бюджета; на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счет­ную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных орга­нов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведе­ния внешнего аудита бюджетов;

• право вынесения оценки деятельности исполнительных орга­нов по исполнению бюджетов.

Административный контрольосуществляется Министерством фи­нансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюд­жетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает право:

• проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств; получать информацию, необходимую для контроля за соблю­дением бюджетного законодательства;

• требовать устранения выявленных нарушений бюджетного за­конодательства ;

• давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять до­кументы, служащие основанием дяя наложения мер ответственности.

Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполно­моченных банков, других участников бюджетного "процесса.

Министерство финансов РФ проводит внутренний аудит главных Распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетопо­лучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерально­го бюджета. Министерство финансов РФ организует финансовый конт­роль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правитель­ства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

Созданная для це­лей контроля Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государ­ственной Думы проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использо­ванием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Пра­вительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной палаты по Отчету Правительства РФ об ис­полнении федерального бюджета включает:

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целе­вому назначению, а также указание случаев нецелевого использова­ния бюджетных средств с выявлением руководителей органов госу­дарственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

• заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо рос­писи бюджетных расходов.

В заключение по Отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.

 

Полномочия и ф-ции субъектов бюджетного процесса

Субъекты Функции
Минфин 1. Составление проекта 2. Разраб.программ гос.заимствований 3. Принятие фин.з-нов 4. Последующий контроль за исполнением бюджета  
Гос.дума 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Утверждение отчета об исполнении бюджета  
Сов.Федерации 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год    
Правит-во РФ 1. Разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма 2. Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики 3. Представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета  
Мин.экономики 1. Прогноз федерального бюджета
Мин.налогам и сборам 1. Составление проекта федерального бюджета и расчетов к нему  
Президент РФ 1. Подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год  
Счетная палата 1. Организ-ция и осущ-е контроля за исполнением бюджета 2. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов Фед.бюджета и внебюдж.фондов 3. Ежекварт.предост-е Сов.Фед и Гос.думе инф-ции о ходе исполнен.фед.бюджета 4. Фин.экспертиза фин.законов.  
Фед.казначейство (входит в состав Министерства финансов) 1. Осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства 2. Регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета 3. Осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств