Исполнение бюджета
Исполнение бюджета
Исполнение бюджета — это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Для исполнения бюджета Минфин составляет роспись доходов и расходов.
Бюджетная роспись- это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
В ней детально расписаны расходы и доходы в соответствии с бюджетной классификацией. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с соблюдением процедуры санкционирования, а затем финансирования.
Основными участниками исполнения бюджета являются:
Гл.распорядитель ср-в федерального бюджета- это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. В качестве распорядителей бюджетных ср-в выступают органы гос.власти, органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным получателям.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Гл.распорядитель имеет след.права и полномочия:
1) определяет задания по предоставлению гос-х или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получ-ей бюдж-х ср-в
2) составляет сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений
3) составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обяз-в по подведомственным распорядителям и получ-ям бюджетных ср-в и исполняет соответствующую часть бюджета. Получателями бюдж.ср-в явл-ся бюджетные учреждения, иные орг-ции, имеющие право на получ-е бюдж.ср-в соответствии с бюджетной росписью на соответств-ий год.
4) имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов
5) осущ-ет контроль получ-ей бюджетных ср-в в части обеспечения целевого использования бюджетных ср-в, своевременного их возврата, представления отчетности,
6) осущ-ет контроль за использ-ем бюдж.ср-в распорядителями бюджетных ср-в, бюджетными учреждениями, гос-ми и муниципальными унитарными п/п, которым передана на праве хоз-го ведения или в управление собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований
7) готовит и предоставляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным ср-вам, а также отчет о выполнении задания по предоставлению гос-х и муниципальных услуг.
Важный этап бюджетного процесса — контроль за исполнением бюджета, осуществляемый:
· Счетной палатой;
· Мин.фин – ведущий орган гос.фин-го контроля .
· Фед.казначейством;
· Фед.службой по фин.мониторингу
· Фед.службой фин-бюджетного контроля
· Фед.налоговой служба
· Банком России
· Фед.службой по фин.рынкам
· Фед.таможенной службой
Фин.контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения фин.законодат-ва и фин.дисциплины всех субъектов хозяйствования.
Главной задачей фин.контроля явл-ся содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.законодат-ва, фин.дисциплины, недопущение нецелевого использования бюджетных и внебюджетных ср-в.
В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.
Парламентский контроль,осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:
• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
• право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Административный контрольосуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает право:
• проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств; получать информацию, необходимую для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
• требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства ;
• давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, служащие основанием дяя наложения мер ответственности.
Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного "процесса.
Министерство финансов РФ проводит внутренний аудит главных Распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
Созданная для целей контроля Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государственной Думы проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.
Заключение Счетной палаты по Отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:
• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;
• заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;
• заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.
В заключение по Отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.
Полномочия и ф-ции субъектов бюджетного процесса
Субъекты | Функции |
Минфин | 1. Составление проекта 2. Разраб.программ гос.заимствований 3. Принятие фин.з-нов 4. Последующий контроль за исполнением бюджета |
Гос.дума | 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Утверждение отчета об исполнении бюджета |
Сов.Федерации | 1. Рассмотрение и утверждение бюджета 2. Отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год |
Правит-во РФ | 1. Разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма 2. Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики 3. Представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета |
Мин.экономики | 1. Прогноз федерального бюджета |
Мин.налогам и сборам | 1. Составление проекта федерального бюджета и расчетов к нему |
Президент РФ | 1. Подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год |
Счетная палата | 1. Организ-ция и осущ-е контроля за исполнением бюджета 2. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов Фед.бюджета и внебюдж.фондов 3. Ежекварт.предост-е Сов.Фед и Гос.думе инф-ции о ходе исполнен.фед.бюджета 4. Фин.экспертиза фин.законов. |
Фед.казначейство (входит в состав Министерства финансов) | 1. Осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства 2. Регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета 3. Осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств |