Бюджетный процесс: полномочия его участников.
Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность государственных органов по 1) составлению, 2) рассмотрению, 3) утверждению и 4) исполнению бюджета, а также 5) утверждению отчетов об их использовании
Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетный период в настоящее время составляет три года.
Законодательной базой бюджетного процесса в РФ является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормативные акты субъектов РФ и муниципальных органов власти.
Процесс составления и исполнения бюджета любого уровня является прерогативой любого уровня, а рассмотрение и утверждение – законных органов власти.
· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов:
· Бюджеты субъектов Федерации и их внебюджетные фонды утверждают в форме законов субъектов Федерации.
· Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соотв-ии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления
В бюджетном процессе принимают участие следующие органы.
Участники бюджетного процесса | Функции участников процесса |
Законодательные органы власти | Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении. Осуществляют контроль за исполнением бюджетов. |
Органы исполнительной власти | Составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательного органа власти, исполняют бюджет. Для этого они осуществляют сбор доходов, управление гос.долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета. Представляют отчет об исполнении бюджета. |
Органы денежно- кредитного регулирования | Гл.органом денежно- кредитного регулирования является Банка России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Гос.думу основные направления денежно- кредитной политики. Кроме того ЦБ осущ-ет обслуживание счетов бюджетов и осуществляет функции генерального агента по гос.ценным бумагам РФ. |
Органы гос, муниципального фин.контроля | Осущ-ют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, целевых программ развития, нормативных и правовых актов бюджетного законодательства. |
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств | Гл.распорядителем бюджетных средств федерального бюджета явл-ся орган гос.власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. |
Получатели бюджетных средств | Бюджетные организации, имеющие право получать бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью. Под бюджетной организацией понимается организация, созданная органами гос.власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно- исследовательских или иных функций некоммерческого характера. |
Кредитные организации | Могут привлекаться для осущ-я расчетных операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе . |
Рассмотрим бюджетный процесс на примере федерального бюджета.
1. Проект Федерального бюджета разрабатывается Минфином РФ и начинается не менее чем за 10 мес. до начала след.бюджетного периода. В основе лежит:
· бюджетное послание Президента РФ,
· прогноз социально-экономического развития на платежный период,
· утвержденный перечень государственных программ,
· заявки на финансирование в будущем периоде министерств и ведомств,
· оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год.
Вместе с проектом бюджета Минфин составляет проект консолидированного бюджета страны (конс-ый бюджет- это совокупность Федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Федерации (региональный бюджет+ местный) (прогноз), баланс финансовых ресурсов государства, готовит проекты изменения законодательства в части налогообложения.
2. Проект бюджета на очередной фин.год вместе с вышеперечисленными документами, приложениями, расчетами и расшифровками поступает на рассмотрение Правительства РФ. Бюджет корректируется, и после одобрения Правительством поступает в Государственную Думу, но не позднее 26 августа текущего года.
3. В Государственной Думе (ГД) проект рассматривает бюджетный комитет (в основном формальные моменты) и дает свое заключение.
Рассмотрение проводится в 4-х чтениях. Первое чтение обсуждается: - концепция проекта бюджета- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, - основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, - основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, - проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета- основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; - дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;- общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.В первом чтении ГД предложить следующие варианты продолжения событий:
1. создание согласительной комиссии для поиска компромиссных решений;
2. вернуть бюджет на доработку в Правительство;
3. Дума объявляет недоверие Правительству.
Второе чтение: депутаты обсуждают расходы бюджета в разрезе функциональной классификации в пределах общего объема расходов. Здесь сталкиваются различные интересы, идет основное лоббирование. Такая расстановка приоритетов соответствует общемировым.
Третье чтение: утверждаются - расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям, - распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации,- основные показатели государственного оборонного заказа,- расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения программы предоставления гарантий, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, - перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.Четвертое чтение: голосование за бюджет в целом, осущ-ся в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении
После принятия в ГД в течении 5-ти дней бюджет передают в Совет Федераций, где он рассматривается в одно чтение в течении 14 дней. Если СФ не принимает бюджет, создается согласительная комиссия.
В заключении СФ в течение 5-ти дней передает бюджет Президенту на подпись и обнародование. С этого момента он вступает в силу как закон и готов к исполнению. Если Президент не подписывает, создается согласительная комиссия.
Глава государства имеет право вето, т.е. имеет право наложить запрет на решение парламента по бюджету. Это вето ограничено и носит название суспензивного. Это означает, что если парламент вторично утвердит бюджет в тех же цифрах, то бюджет входит в силу уже без утверждения его главой государства.
Утвержденный бюджет передается на исполнение по принципу «единой кассы», т.е. все доходы бюджета зачисляются на единый счет, с которого и расходуются. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами – казначейским и (или) банковским.
При казначейском исполнении гос.казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на счета центральному банку, т.е. все операции отражаются на счетах фед.казнач-ва. Эта система в настоящее время используется в России.
При банковской системекассовое исполнение бюджета передается центральному банку страны.
Само исполнение бюджета, т.е. организация поступления доходов и расходов, осуществляется министерствами: по доходам – министерством финансов, по расходам – соответствующими министерствами.
Т.о. в основе разработки бюджета лежат след.документы:
· Бюджетное послание Президента РФ
· прогноз соц- экономического развития соответствующей территории на очередной фин.год
· основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной фин.год
· прогноз сводного фин.баланса по соответствующей территории на очередной фин.год
· план развития гос-го и муницип-го сектора эк-ки соответствующей территории на очередной фин.год