Межбюджетные трансферты
В связи с тем, что нижестоящие уровни гос.управления имеют очень усеченный перечень источников доходов, то проблемы связанные с поиском финансовых ресурсов обостряются еще и тем, что существует некоторый временной разрыв между движением средств из нижестоящего бюджета в федеральный и затем обратно. Поэтому возникает острая необходимость в финансовой помощи одного уровня бюджета другому, что носит название межбюджетные трансферты (процесс передачи денежных средств из одного бюджета другому).
Выделяются обусловленные трансферты, они предполагают, во- первых, наличие определенных условий их предоставления, во- вторую, фин.ответствен-ть и отчетность получателей трансфертов. Эти трансферты направляются на реализацию проектов общенационального характера, без которых эти проекты не м.б. реализованы (дорожное строительство, охрана окруж-ей среды и т.д.). Безусловные трансферты предс-ют собой ден.ср-ва бюджетополучателей и расходуются ими по своему усмотрению (трансферты на выравнивание уровни жизни населения, на выполнение гос-вом своих ф-ций перед гражданами, закрепленных в Конституции РФ).
Трансферты призваны выполнять след.ф-ции:
1. Возмещать бюджетам низших уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают поступления в бюджет;
2. Способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в т.ч. решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;
3. Служить местным органам самоуправления стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.
В Фед.бюджете созд-ся 5 спец.фондов для оказания фин.помощи субъектам Федерации:
· Фонд фин.поддержки субъектов РФ – создан для выравнивания бюджетной обеспеченности жителей субъектов РФпо текущим расходам;
· Фонд компенсаций финансирование выполнения фед.законов, в основном в социальной сфере ;
· Фонд софинансирования социальных расходов – осущ-ся стимулирование приоритетных расходов регионов и фин.поддержка соц.реформ;
· Фонд реформирования региональных финансов – поддержка развития региональной инфраструктуры.
Межбюджетные трансферты в РФ представляются в следующей форме:
1. Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. При этом методе устанавливается не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и расходами. Дотации могут применятся и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если нижестоящий бюджет не регулируется другими методами. Недостатки: отсутствие контроля за их использованием; порождает иждивенчество.
2. Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом покрывается не вообще кассовый разрыв нижестоящего бюджета, а осуществляется долевое финансирование. При субвенции также заранее оговаривается сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета.
3. Бюджетные ссуды – на возвратной основе, до 6 месяцев, на финансирование кассовых разрывов. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.