Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.
Тема №3: Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, процесс формирования и использования бюджетных средств.
Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Структура бюджетной системы напрямую зависит от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями, в этой связи все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Федеративные системы характеризуются рядом признаков:
1. Наличие иерархии власти
2. Четко сформулированные полномочия каждого из уровней управления
3. Наличие автономии и суверенитета каждого из уровней.
Принцип федерализма заключается в том, что каждый из уровней власти имеет свои властные полномочия, а для выполнения властными структурами своих функций им необходимы соответствующие финансовые ресурсы, закрепленные за ними на постоянной основе, поэтому разделение органов управления государством на три уровня предполагает наличие у каждого уровня власти своего бюджета.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны. В соответствии с конституцией и бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех уровней:
Бюджетная система РФ была реформирована. В соответствии с Фед.законом от 20.08.2004г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» структура бюджетной системы РФ:
1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2.бюджеты субъектов РФ, краевые и областные бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3.местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Между органами власти различных уровней возникают отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств, такие отношения называются межбюджетные отношения.
Иначе межбюджетные отношения – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.
Межбюджетные отношения в РФ строятся на основе бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – отношения в государстве с федеральным устройством между различными уровнями органов власти в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и др. бюджетных доходов и расходов.
Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении ср-в для финансирования децентрализовано принимаемых решений.
Сущ-ют след. виды бюджетного федерализма:
Централизованная модель бюджетного федерализма- разграничение полномочий бюджетов по расходам не сопровождается наличием у них собственных источников дохода. В этих условиях финансирование территориальных программ осущ-ся за счет централизованных ср-в федерального бюджета. Самост-ть функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.
Децентрализованная модель бюджетного федерализма- определяет признание высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов равны пономомочиям в сфере доходов. Однако при этой модели проведение единой финансовой и экономической политики в рамках гос-ва затруднено, т.к. федеральные органы власти испытывают трудности при контроле макроэкономических государственных программ, и действия региональных и местных властей могут вступать в противоречия с федеральным центром.
Комбинированные модели бюджетного федерализма- характерны след моменты: 3.1. Использование горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания (вертикальное выравнивание подразумевает соответствие между объемом доходов и расходов бюджетов и погашение дефицитов бюджетов за счет федерального бюджета; горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий). 3.2. Повышение ответственности федерального центра за создание условий для социально- экономического развития регионов, что сокращает самостоятельность регионов и увеличивает необходимость контроля со стороны центра. 3.3. Значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим.
Существующий бюджетный федерализм в России тяготеет к централизованному типу, где субъекты имеют различную степень бюджетной самостоятельности (т.е высокие или низкие возможности формировать доходную часть бюджета).
По этому признаку все субъекты РФ можно разделить на доноров и реципиентов. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельности и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюджетной самостоятельности, и в их доходах обязательно присутствует финансовая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет поступлений из федерального бюджета.
Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить следующие основные проблемы во взаимоотношениях между уровнями власти:
1. Проблема, связанная с определением доходов каждого из уровней бюджета. Сегодня в России налоговые доходы все больше концентрируются в федеральном бюджете, что формирует «налоговые ножницы», характеризующие процесс перекачки налогового потенциала в федеральный бюджет.
2. Проблема, связанная с определением расходных полномочий. При одновременной концентрации доходов в центре, основная масса социально значимых задач сбрасывается на уровень субъектов федерации и местные органы власти, в результате все бюджеты нижних уровней власти имеют дефицит
В результате в субфедеральных бюджетах возникает временной разрыв между движением денежных средств из регионального бюджета в федеральный и из федерального в субфедеральный. Поэтому субъекты вынуждены для погашения разрыва использовать кредиты и займы. В России проблемы бюджетного федерализма настолько обострились, что при пассивной роли государства среди ряда регионов создались многократные увеличения разрывов по их уровню доходов их населения и экономическому развитию.