Характеризуя сущность государственного бюджета, необходимо указать, что он является орудием вмешательства государства в экономику.
Именно концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточном уровне темпы научно – технического прогресса, в том числе и через финансирование науки.
На государственный бюджет возлагаются задачи содержания государственного аппарата, вооружённых сил и защиты окружающей среды.
С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.
В процессе своего развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:
· полнота бюджета,
· единство бюджета,
· реальность бюджета,
· гласность бюджета.
Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Например, на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
В настоящее время применяется четыре основных вида бюджетной классификации:
1. ведомственная (административная, министериальная, распорядительная)
2. предметная (отраслевая, реальная, функциональная)
3. экономическая
4. смешанная
Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.
Предметная – военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.д., т.е. по отраслям государственного управления.
Экономическая – группирует расходы по хозяйственным признакам – капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.п.
Смешанная – сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям)
Правдивость, т.е. реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.
Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом.
Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам стихийного рынка.
При исчислении доходов и расходов бюджета применяется три метода:
· автоматический
· метод мажораций или минораций
· метод непосредственной оценки
При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период автоматически переносятся в бюджет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета.
Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамических рядов за 10-15 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюджета. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения – минорацией.
Метод непосредственной оценки - основан на изучении реальной конъюнктуры. При помощи непосредственной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изменение расходов бюджета.
Функции бюджета.Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.