Характеризуя сущность государственного бюджета, необходимо указать, что он является орудием вмешательства государства в экономику.

Именно концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточном уровне темпы научно – технического прогресса, в том числе и через финансирование науки.

На государственный бюджет возлагаются задачи содержания государственного аппарата, вооружённых сил и защиты окружающей среды.

С помо­щью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономичес­ких задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

В процессе своего развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

· полнота бюджета,

· единство бюджета,

· реальность бюджета,

· гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто – только чистые доходы и расходы. Например, на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

В настоящее время применяется четыре основных вида бюджетной классификации:

1. ведомственная (административная, министериальная, распорядительная)

2. предметная (отраслевая, реальная, функциональная)

3. экономическая

4. смешанная

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная – военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.д., т.е. по отраслям государственного управления.

Экономическая – группирует расходы по хозяйственным признакам – капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.п.

Смешанная – сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям)

Правдивость, т.е. реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом.

Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам стихийного рынка.

При исчислении доходов и расходов бюджета применяется три метода:

· автоматический

· метод мажораций или минораций

· метод непосредственной оценки

 

При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период автоматически переносятся в бюджет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета.

Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамических рядов за 10-15 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюджета. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения – минорацией.

Метод непосредственной оценки - основан на изучении реальной конъюнктуры. При помощи непосредственной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изменение расходов бюджета.

 

Функции бюджета.Как экономическая категория бюджетные от­ношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.