Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

 

Самой распространенной формой осуществления на­логовыми органами кон­троля полноты и своевременности упла­ты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа.

Данная проверка проводится на основе выборочного способа.

Для выполнения камеральной проверки на­логоплательщик представляет в нало­говые органы налоговые декларации (расчеты) по уплачиваемым налогам и доку­менты, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Камеральная налоговая проверка осуществляется уполномоченными должност­ными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Она проводится без спе­циального разрешения руководителя налогового органа в течение трех месяцев с момента представления налогоплатель­щиком всех необходимых до­кументов.

При камеральной проверке налоговые органы изучают правильность:

­ заполнения налоговых деклараций (расчетов) и их соот­ветствие требованиям дей­ствующего законодательства;

­ исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у нало­гоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой дек­ларации (документы на право льготы, налоговых вычетов, бухгалтерские и налоговые регистры и пр.).

Если проверкой выявлены ошибки в декларациях (расчетах), противоречия между сведениями в документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствую­щие исправления в установленный срок.

В случае если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточ­ненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном НК РФ, проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Если после рассмотрения представленных налоговых деклараций (расчетов), по­яснений и других документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика на­логовый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

 

 

 

Существует 2 вида выездных налоговых проверок: комплекс­ные и тематические.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности на­логоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уп­лата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три ка­лендарных года дея­тельности налогоплательщика, предшество­вавших году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании ре­шения руководителя налогового органа.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение – проверки, проводимые вышестоящим налоговым орга­ном в порядке контроля и проверки в связи с ликви­дацией (реорганизацией) органи­зации.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух меся­цев. Он может быть увеличен на месяц по ре­шению вышестоящего налогового органа и при наличии филиалов и обособленных под­разделений.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации на­логоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогопла­тель­щиком в декларациях.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один эк­земпляр справки вру­чается налогоплательщику, другой остается у налогового органа.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня со­ставления справки составляется акт налоговой проверки, который вручается налого­плательщику либо его пред­ставителю.

По результатам выездной налоговой проверки в тече­ние двух месяцев с момента ее окончания налоговый орган со­ставляет акт, в котором указываются (п.3 ст. 100 НК):

- общие сведения о проверке, данные об организации;

- налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки;

- выводы и предложения проверяющих.