Производство по делам о налоговых правонарушениях
Производство по делам о налоговых правонарушениях – это процесс привлечения лица к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.
Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
Объектом налоговых правонарушений являются охраняемые законом отношения, складывающиеся в сфере налогообложения.
Налоговое правонарушение характеризуется тремя признаками:
наличием противоправного деяния (действия или бездействия);
наличием негативных последствий;
наличием причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.
Субъектами налоговых правонарушений являются лица, совершившие такие правонарушения и подлежащие вследствие этого взысканию, выраженному в налоговой санкции.
Применительно к налоговой ответственности законодатель исходит из принципа презумпции невиновности, т.е. бремя доказывания вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы.
Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 НК РФ).
Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:
1-й этап - представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;
2-й этап - рассмотрение руководителем (его замом) налогового органа акта налоговой проверки и др. материалов проверки, в т.ч. возражений налогоплательщика;
3-й этап - принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
4-й этап - вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю).
Акт налоговой проверки выступает в качестве правоприменительного акта, с него начинается процесс производства по налоговому правонарушению (процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).
Акт должен быть вручен под расписку или по почте заказным письмом.
С даты вручения акта налогоплательщику начинает исчисляться 15-тидневный срок для представления возражений по акту налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки. Неявка этого лица не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Разрешая вопрос о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа должен установить:
1) совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах;
2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два вида решения:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности.
Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в течение 10-ти дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.
Копия решения по результатам рассмотрения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Решение налогового органа вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения.
До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).