Производство по делам о налоговых правонарушениях

 

Производство по делам о налоговых правонарушениях – это процесс привле­чения лица к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение.

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в на­рушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена от­ветственность (ст. 106 НК РФ).

Объектом налоговых правонарушений являются охраняемые законом отноше­ния, складывающиеся в сфере налогообложения.

Налоговое правонарушение характеризуется тремя признаками:

­ наличием противоправного деяния (действия или бездействия);

­ наличием негативных последствий;

­ наличием причинно-следственной связи между противоправным деянием и нега­тивными последствиями.

Субъектами налоговых правонарушений являются лица, совершившие такие правонарушения и подлежащие вследствие этого взысканию, выраженному в налого­вой санкции.

Применительно к налоговой ответственности законодатель исходит из прин­ципа презумпции невиновности, т.е. бремя доказывания вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависи­мости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 НК РФ).

Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:

1-й этап - представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;

2-й этап - рассмотрение руководителем (его замом) налогового органа акта на­логовой проверки и др. материалов проверки, в т.ч. возражений налогоплательщика;

3-й этап - принятие решения по результатам рассмотрения материалов налого­вой проверки;

4-й этап - вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материа­лов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю).

Акт налоговой проверки выступает в качестве правоприменительного акта, с него начинается процесс производства по налоговому правонарушению (процесс при­влечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).

Акт должен быть вручен под расписку или по почте заказным письмом.

С даты вручения акта налогоплательщику начинает исчисляться 15-тидневный срок для представления возражений по акту налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о месте и вре­мени рассмотрения материалов налоговой проверки. Неявка этого лица не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Разрешая вопрос о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплатель­щика к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа должен установить:

1) совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица, смягчающие или отяг­чающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вы­несено два вида решения:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности.

Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в тече­ние 10-ти дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.

Копия решения по результатам рассмотрения вручается лицу, в отношении ко­торого оно вынесено, или его представителю под расписку или передается иным спо­собом, свидетельствующим о дате его получения. Решение налогового органа всту­пает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения.

До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).