Философская антропология 20 века: многообразие подходов и единство направленности

Категорический императив

1) поступать так, чтобы максима твоей воли могла стать принципов всеобщего законодательства;

2) относись к человеку в своем лице и в лице всякого другого всегда как к цели, но никогда как к средству.

 

И.Кант в своих философских воззрениях подчеркивал ценность и уникальность человеческой личности, именно с Канта начинается оформление антропологии, как частной науки.

 

Антропологические взгляды Фейербаха (1804 – 1872)

- «мысли о смерти и бессмертии»

- «сущность христианства»

- «основы философии будущего»

- «эвдемонизм» (учение о счастье)

 

В 1830 г. Он навсегда был лишен право преподавания. Его работа привела к этому. Эта работа была опубликована анонимно, вызвала вызов общественному мнению.

«Моей первую мыслью был бог, второй – разум, третьей и последней мыслью был человек» (с) Фейербах.

«Истинная диалектика не есть диалог одинокого мыслителя с самим собой это диалог между я и ты»

Антропологический принцип, именно его обосновывает в своих работах.

Человек – это не только цель, но и исходный пункт философии.

 

Определение сущности человека по Фейербаху

ü человеческое тело (как существо природное оно наделено телом, телесная характеристика проявляется в половых различиях)

ü общение человека с человеком

ü духовная деятельность, мышление, воля

 

Совершенный человек обладает силой разума или мышления, силой воли, силой чувства.

 

«Сущность христианства»

 

Все характеристики, которые принадлежат богу – это то, к чему мы стремимся как к идеалу, и то, что мы не в силах объяснить себе.

 

Искусство, религия, философии – это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности. Поэтому тайна религии – антропология, учение о человеке.

 

 

1. Макс Шелер как основоположник философской антропологии 20 века, проект создания единой концепции человека.

2. Попытка преодоление дуализма философской антропологии Плеснера

3. Биологический подход философской антропологии 20 века, концепция А. Гелена

 

В этот период предпринимается попытка связать философскую науку и естественнонаучных знаний о человеке.

Человек – телесное и духовное существо. До этого периода человека объясняли только как духовное существо.

Человек – это существо, определенное его недостатками (С) А. Гелен.

 

Идея ретортации или задержки в развитии. Формируется особое отношение человека к миру. Человек является единственным существом, который может приспособиться к любой среде, перейти из одной среды в другую, человек может занять эксцентричную позицию, т.е. выйти за пределы собственного бытия.

 

Человека отличает:

ü вечное стремление к самосовершенствованию

ü мирооткрытость

 

Основателем антропологии 20 в. является М. Шелер.

Главная работа – положение человека в космосе.

 

Макс Шелер (1874-1928)

Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

Причина – кризис понимания человека.

Кризис общества – кризис человека, его личности.

Виды знания:

1. Знания контроля (естественнонаучные знания)

2. Знания культуры (гуманитарные науки, науки о культуре, философия)

3. Знания спасения, или религиозные знания.

Цель антропологии объединить эти знания в единое целое.

Философская антропология, или знание о человеке – синтетическое знание, включающее в себя все три науки.

 

Шелер развивает аксиологический подход в понимании человека. Человек живет в мире ценностей.

4 класса ценности:

1. Ценности удовольствия

2. Ценности жизни

3. Ценности духа

4. Ценности религии

Рождаясь, человек попадает в мир ценностей. Большинство людей выбирают ценности удовольствия. Те, кто выбирают ценности религии – святой человек.