Философская антропология 20 века: многообразие подходов и единство направленности
Категорический императив
1) поступать так, чтобы максима твоей воли могла стать принципов всеобщего законодательства;
2) относись к человеку в своем лице и в лице всякого другого всегда как к цели, но никогда как к средству.
И.Кант в своих философских воззрениях подчеркивал ценность и уникальность человеческой личности, именно с Канта начинается оформление антропологии, как частной науки.
Антропологические взгляды Фейербаха (1804 – 1872)
- «мысли о смерти и бессмертии»
- «сущность христианства»
- «основы философии будущего»
- «эвдемонизм» (учение о счастье)
В 1830 г. Он навсегда был лишен право преподавания. Его работа привела к этому. Эта работа была опубликована анонимно, вызвала вызов общественному мнению.
«Моей первую мыслью был бог, второй – разум, третьей и последней мыслью был человек» (с) Фейербах.
«Истинная диалектика не есть диалог одинокого мыслителя с самим собой это диалог между я и ты»
Антропологический принцип, именно его обосновывает в своих работах.
Человек – это не только цель, но и исходный пункт философии.
Определение сущности человека по Фейербаху
ü человеческое тело (как существо природное оно наделено телом, телесная характеристика проявляется в половых различиях)
ü общение человека с человеком
ü духовная деятельность, мышление, воля
Совершенный человек обладает силой разума или мышления, силой воли, силой чувства.
«Сущность христианства»
Все характеристики, которые принадлежат богу – это то, к чему мы стремимся как к идеалу, и то, что мы не в силах объяснить себе.
Искусство, религия, философии – это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности. Поэтому тайна религии – антропология, учение о человеке.
1. Макс Шелер как основоположник философской антропологии 20 века, проект создания единой концепции человека.
2. Попытка преодоление дуализма философской антропологии Плеснера
3. Биологический подход философской антропологии 20 века, концепция А. Гелена
В этот период предпринимается попытка связать философскую науку и естественнонаучных знаний о человеке.
Человек – телесное и духовное существо. До этого периода человека объясняли только как духовное существо.
Человек – это существо, определенное его недостатками (С) А. Гелен.
Идея ретортации или задержки в развитии. Формируется особое отношение человека к миру. Человек является единственным существом, который может приспособиться к любой среде, перейти из одной среды в другую, человек может занять эксцентричную позицию, т.е. выйти за пределы собственного бытия.
Человека отличает:
ü вечное стремление к самосовершенствованию
ü мирооткрытость
Основателем антропологии 20 в. является М. Шелер.
Главная работа – положение человека в космосе.
Макс Шелер (1874-1928)
Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.
Причина – кризис понимания человека.
Кризис общества – кризис человека, его личности.
Виды знания:
1. Знания контроля (естественнонаучные знания)
2. Знания культуры (гуманитарные науки, науки о культуре, философия)
3. Знания спасения, или религиозные знания.
Цель антропологии объединить эти знания в единое целое.
Философская антропология, или знание о человеке – синтетическое знание, включающее в себя все три науки.
Шелер развивает аксиологический подход в понимании человека. Человек живет в мире ценностей.
4 класса ценности:
1. Ценности удовольствия
2. Ценности жизни
3. Ценности духа
4. Ценности религии
Рождаясь, человек попадает в мир ценностей. Большинство людей выбирают ценности удовольствия. Те, кто выбирают ценности религии – святой человек.