Возникновение философской антропологии. Философия 19 века о сущности человека.

Иммануил Кант.

В работах Канта начинается оформление антропологии как отдельной философской науки.

- Что я могу знать? На этот вопрос дает ответ метафизика

- Что я должен делать? Дает ответ мораль, этика

- На что я смею надеется? Ответ дает религия.

- Что такое человек? В этот вопрос Кант включает все остальные вопросы.

Произведение – «Антропология с прагматической точки зрения»1798 г.

1888 г. – критика практического разума.

Человек это сложное существо, которое одновременно принадлежит и миру природы, феноменов и миру свободы.

Два вида антропологических исследований:

1. Физиологическая антропология

Исследование того, что дает природа человека, исследование того что делает их человека природа.

2. Прагматическая антропология, исследование того, что делает или может сделать человек сам из себя.

Оформление антропологии как отдельной науки.

 

Антропология прагматической точки зрения:

- познание

- чувство удовольствия и неудовольствия

- способность желания

 

Человек – это самый главный предмет в мире, отличие от животных – самосознание.

Отрицательное следствие самосознание – эгоизм.

- логический эгоист (полагается только на свой рассудок)

- эстетический эгоист (довольствуется только собственным вкусом, критерий прекрасности в самом себе)

- моральный эгоист (пользу видит только в том, что выгодно ему)

 

Эгоизм Кант противопоставляет «я как часть мира». Кант призывает к обузданию эгоизма.

 

Вопрос о соотношении таланта и гения по Канту:

Гениальность и талант взаимосвязаны.

Гениальность – это высший уровень дарования, определяется как талант изобретение и открытие нового.

Кант внес также вклад об отдельных характеристиках темперамента

1. Меланхолик, пребывает в сфере возвышенном.

2. Сангвиник, преобладает чувство прекрасного, любит веселый шум жизни, моральное чувство лишено принципов.

3. Холерик, живет чувством возвышенного, привлекает обманчивый внешний блеск, т.е увлечен формой а не содержанием.

4. Флегматик, довольствуется самим собой, особо восприимчив к прекрасному и ужасному.

 

Мнимое право лгать из человеколюбия

 

Можем ли мы оправдать феномен жизнь? Нет, во всех случаях жизни человек должен быть правдивым.

 

Этическая проблематика в антропологии Канта

1. принцип доброй воли, характеристика человека помимо самосознания.

2. Категорический императив. Существует 2 вида принципов, которые определяют поведение человека:

· Максима

· императивные принципы (повеление)

· категорические обстоятельства и безусловный императив