Учение о человеке
Антропология
Аналогическая философия
Скорее стиль мышления, а не законченное учение. Близка к научному стилю. Признает рациональные источники познания. Возникла в начале 20 века, господствует в универах англоязычного мира.
1) КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (=постмодернизм). Идеолог – Б.Рассел «Проблемы философии». У науки и философии один способ решения проблем, разница в том, что философия ставит новые проблемы. Если ей удается найти решение, то такие проблемы теряют значение и передаются науке. Философия – ничейная земля между наукой и теологией. Но философия не бесплодна, она решает много проблем (проблема первичных и вторичных качеств). Никогда человек не сможет получить полное знание о Вселенной, нам доступно для познания лишь небольшая часть бытия.
Социальная роль философии: воспитывает критическое мышление, позволяет противостоять догматизму.
Теория «нейтрального монизма»: Вселенная НЕ материальная и НЕ духовная, вещество мира нейтрально.
2) Джон Сёрл - «Тайны познания», жив. Философия исследует проблемы сознания.
– биологический натурализм: сознание – результат деятельности нейронов головного мозга. Выступил против материализма и дуализма. Материализм не учитывает специфики мышления: объясняет все, кроме сознания. Дуализм не состоятелен, т.к. противоречит физической картине мира. Следует вести речь о единстве бытия и не выделять качественно разнородные сферы в Универсуме. Продуктивность философии обратно пропорциональна количеств цитирований в работах.
Критика комп модели психики – аргумент китайской комнаты АКК(1980). Мышление не тождественно компу. АКК: не китайца поместили в комнату.он получает задания на китайском языке. Если человека снабдить алгоритмом, он будет правильно решать задачи => якобы знает язык. Так же действует компьютер – всего лишь выполняет тупо задания. Компьютерная модель психики – продукт психической паталогии.
М.Фуко. в работе слова и вещи, антропология это способ мысли.
Антропология – это способ мысли, правомерные границы познания в целом одновременно являются конкретными формами существования.
Существует множество видов антропологического знания.
Человек с точки зрения Аристотеля, как духовное существо.
Только с 16 века термин антропология начали использовать как о физическом строении тела.
Антропология о достоинстве природе и свойства человека. В 16 веке выходит работа, ото касман, учение о душе.
Начиная с 19 века в США и Франции – учение о культуре быта, прошлого и настоящего. И учение физической организации.
Особенности человека:
· Мыслит
· Испытывает чувства
· Говорит
М.Шеллер человек – всегда может быть чем то меньшим или большим чем животное, но животным ни когда.
М. Бубер. – выделяет в истории человеческого рода эпоху бездомности, и эпоху об устроенности.
Виды антропологических исследований:
· Естественные
· Маргинальная антропология
· Художественная
· социальная и Культурная антропология
О чем бы не говорили, мы всегда основываемся на своем опыте. Это ведет к процессу самопознания, выступая в качестве модели.
физическая антропология,
био антропология- гл.проблема, происхождение и эволюция человека. Изучение физического строение человека, учение о распределении людей по расовому признаку. Это проблема соотношения природного и социального в человеке.
психологическая антропология
в центре внимания формирование личности. Личность как человек, человеческое поведение рассматривается в психо- самотической перспективе.
Введение в философскую антропологию
Антропология «антропос» и «логос» – учение о человеке.
Антропология – учение о человеке во всех аспектах его существования.
Основатель антропологии – Аристотель.
Антропология – совокупность знаний о духовной стороне человеческого существования.
Начиная с 16 века антропологию стали использовать как область знания о физическом строении тела человека.
В конце 16 века Отто Касман, учение о человеческой душе. Человек как единство телесного и духовного начала.
Начиная с 19 века – учение о физической организации человека.
Что такое человек?
- Сущность человека в свободе
- Наличие разума, свобода воли, творческая активность
Понятие философская антропология закрепляется в двух основных смыслах:
- самостоятельная область философского знания
- философская антропология как самостоятельное направление возникло в 20 годы 20 века в Германии
- Антропологический принцип – методологическая установка в соответствии с которой человек является исходным принципом и итогом всех размышлений.
Философская антропология и философия человека не являются тождественными понятиями.
- геоцентризм
-антропоцентризм