ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

ЛЕКЦИЯ 5

Познание - процесс целенаправленного активного отображения дей­ствительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разно­образные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной де­ятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельно­сти других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смот­рят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее изве­стным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последователь­ная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностя­ми (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет по­знать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого мате­рия через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.

3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гно­стицизма и базируется на следующих принципах:

Диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть I с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использо­вать законы, категории, принципы диалектики;

историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исто­рического возникновения и становления;

практики - признавать главным способом познания практику - деятель­ность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

объективности - признавать самостоятельное существование предме­тов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его раз­нообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую на­правлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окру­жающей действительности, искаженный, не соответствующий действи­тельности .результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действи­тельности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценно­сти, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании явля­ется практика.

Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окру­жающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

материальное производство;

управленческая деятельность;

научный эксперимент.

Функции практики - то, что она является: критерием истины, основой познания, целью познания, результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рацио­нальное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражаю­щих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной дея­тельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при кото­ром истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.