Теория умирающих культур

Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского

 

Автор - ДанилевскийНиколай Яковлевич (1822-1885) - русский социолог.

Книга “Россия и Европа”

Суть: Единой всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные цивилизации (т.н. культурно-исторические типы). Они включают в себя, как правило, близкие по крови народы.

Каждая из цивилизаций (типов) принципиально отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям):

- религиозная;

- культурная (искусство, нравственность, наука);

- политическая;

- социально-экономическая.

Ядро каждого культурно-исторического типа составляют т.н. “исторические нации” (имеющие собственную национальную идею и задачу). К ним примыкают народы-неудачники. Они служат для исторических наций этнографическим материалом (поглощаются им, ассимилируются).

Например: Для России – карелы, мордва, черемисы.

Всего выделял в истории человечества 10 типов: европейский, римский, греческий, египетский, китайский, вавилонский, индийский, иранский, еврейский, романо-германский. Славянский тип – особый (т.к. в нем больше всего основ, более 4-х).

Есть также народы – «бичи человеческого рода» - способствуют уничтожению дряхлых цивилизаций.

 

Автор- Оствальд Шпенглер(1880-1936), немецкий философ и историк.

Работа “Закат Европы” (1918-1922)

 

Отрицал существование однолинейного поступательного прогресса, единой человеческой культуры. Одновременно существует множестворавноценных по уровню зрелости культур.

Выделял в истории человечества 8 основных культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, майя, греко-примская, византисйско-арабская, западно-европейская. Говорил о возникновении русско-сибирской культуры.

 

Отличительные признаки каждой культуры:

- форма, идеи, страсти, жизнь, манера воспринимать вещи, смерть.

 

Стадии развития культуры: детство, юность, зрелость, увядание.

 

Примерный срок существования каждой культуры: 1000 лет. Затем умирающие культуры заменяются противоположными им по качеству цивилизациями (!): переход от творчества к рутинной жизни и стагнации. Цивилизация - это т.н. “массовое общество” (буржуазно-мещанские ценности, страх, утрата интеллекта, падение духовности).

В Европе – цивилизация сменила культуру в 19 веке (начался «Закат Европы»).

 

6.4. Теория «цикличности» (колеса)

Автор -Арнольд Тойнби(1889-1975), британский философ и социолог

 

Существуют замкнутые цивилизации.

Выделял в истории 13 основных цивилизаций. Сейчас осталось 5: Китайская, Индийская, Исламская, Западная, Русская.

 

Каждая из цивилизаций проходит определенные стадии существования: возникновение, рост, надлом, разложение. После чего данная цивилизация гибнет, уступая место другой.

 

Цивилизации отличаются друг от друга своеобразием социальных ценностей, смыслом жизни, а также «вызовов» (новые вопросы и проблемы, возникшие в обществе) и «ответов» на них общества.

Движущая сила цивилизации: - творческое меньшинство (элита). Оно дает ответы на «вызовы» (потребности) общества.

Когда способность давать адекватные ответы утрачивается, то творческое меньшинство перерождается в господствующее меньшинство (происходит замена авторитета силою - СССР, КПСС). В конце концов, происходит распад цивилизации под влиянием внешних и внутренних факторов.

 

Выводы:

Все цивилизационные теории исторического круговорота рассматривают историю общества как существование замкнутых, независимых друг от друга локальных образований (цивилизаций).

Данная точка зрения широко разделяется на Западе интеллигенцией и многими государственными политическими деятелями.

Изучение формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать более конкретные представления о процессе развития общества, как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном.