Соловьев Владимир Сергеевич
Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)
Консерватизм (лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ.
Б.Н. Чичерин (1828-1904), философ, правовед.
Работа «Вопросы политики»:
«Консерватизм… является крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, и тем более вредную ломку. Он равно удален и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя.
Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».
Противоположные консерватизму направления – экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п.
В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).
Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами: левым радикализмом и реакционной философией правых, между которыми шарахалось общественное мнение.
Консерватизм не был популярен в русском обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как нечто совершенно ненужное или замалчивался.
Леонтьев Константин Николаевич(1831-1891)
Философ, публицист, дипломат. Родился в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Под конец жизни постригся в монахи.
Сформулировал закон «триединого процесса развития»:
Общество – живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития:
1 стадия. «Первичная простота»:
Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии.
2 стадия. «Цветущая сложность»:
Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности, вершина и цель исторического бытия.
3 стадия. «Вторичное смесительное упрощение»:
Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии и т.п.
Пример этому – нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа.
Отсюда – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.
Россия как государственная целостность сложилась значительно позже Европы. Ее расцвет – при Екатерине II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств).
России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:
- изолироваться от Европы;
- сохранить традиционные социально-политические институты и общины;
- поддерживать религиозно-мистическое настроение граждан.
К. Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно подморозить!».
Победоносцев Константин Петрович(1827-1907)
Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей.
Основные идеи:
1. Критика идеи народовластия, которого реально никогда не будет, т.к. всегда будет править некая политическая элита.
2. Парламентаризм – великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.
3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет.
4. Противник реформ общества, которые погубят Россию.
С.Ю. Витте (председатель Совета министров России, 1905): «Победоносцев подморозил Россию» (1905).
(1853-1900)
Выдающийся религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни.
Центральное место в философии Соловьева – идея всеединства (объединения).
8.1. Гносеология Соловьева:
«Теория всеединства» в познании:
Есть три источника познания:
- эмпиризм (опыт);
- рационализм (разум);
- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!
Каждый из них исследует разные стороны бытия.
Поэтому целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии (разума) и религии (интуиции, мистики).
|
8.2. Социальная философия Соловьева:
Теория «вселенской теократии»:
В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство.
- Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.
- Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).
Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).
Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:
Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.
Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.
Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви.