Западники и славянофилы
Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века.
Западники:
а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен (1812-1870), Николай Огарев (1813-1877), Виссарион Белинский (1811-1848);
б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Тимофей Грановский (1813-1855), Константин Кавелин (1818-1885).
Славянофилы: Алексей Хомяков (1804-1860), Петр Киреевский (1806-1856), Юрий Самарин (1819-1876), Иван Аксаков(1823-1886).
Суть западничества:философия индивидуальности.
Суть славянофильства:философия религиозного коллективизма.Основные разногласия между западниками и славянофилами:
1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы
2. Пути развития России.
1. Отношение к религии, соотношение личности и свободы:
Западники:
-Отождествляли религию с суеверием.
- Религия и церковь - тормоз общественного прогресса.- Основная ценность общества – индивид (личность), государство призвано защищать его права и свободы.Славянофилы: -Религия - источник знаний. - Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;- Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу.
2. Пути развития России:
Западники:
1. Отстаивали идею единого, общемирового прогрессивного развития общества. 2. Активно выступали за европеизацию России, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.3. В политической сфере ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.
Тесный союз с Западной Европой, использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.) позволит России быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой.
4. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.Славянофилы:
Сущность славянофильства определялась идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса и национального самосознания. Критиказападной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы.Россия должна идти своим,особым путем на основе триады: «православие, самодержавие, народность» (формула министра народного просвещения России графа Уварова).
Задача последующего развития России в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.Монархия -идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа.
Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.
Крестьянская община,патриархальная семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;Соборность -выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.Русский народ -это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя». Отсюда и принципиально разное их отношение к путям ее развития.