Критика религии
Фейербах Людвиг (1804-1872)
Развил учение о категориях
(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).
5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).
6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е.единство законов внешнего мира и законов мышления.
Заключение:
Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.
непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.
А. Онтология Фейербаха:
В понимании природы- материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.
Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.
Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.
Полностью (т.е. метафизически) отрицал всю философию Гегеля (как идеалистическую), включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».
Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.
Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:
Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.
Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.
Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.
Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.
Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.
Выводы:У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:
- материалистом в понимании природы (материя – первична);
- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).
Положительные элементы философии Фейербаха:
1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.
2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.
Тема № 8.
Марксистская философия
(середина XIX века)