Вклад Гегеля в философию

Гегель

Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Кант: «Есть две главные вещи на свете: звездное небо над тобой и нравственный закон внутри себя».

Категорический императив –внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей(моральные правила):

А)Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

 

 

Георг Фридрих Вильгельм

(1770-1831)

выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.

 

3.1. Идеалистическая система Гегеля:

 

Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

 


Развитие мира (абс. идеи) бесконечно

 
 


1 этап. Сфера чистого мышления:(кн. “Логика”)

Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

2 этап. “Инобытие духа”.

Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

3 этап. Мировой разум.Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).

Выводы идеалистической системы Гегеля:

1. Главная движущая сила развития - идея.

2. Процесса развития мира бесконечен.

3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.

 

1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:

Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).

2. Выделил особенности развития:

а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.

Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей:

(показывает источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)

Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений.

Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

В) закон отрицания отрицания:(показывает направленность развития);

При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):

1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.