Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Гносеология Канта

Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.

 

Учение о «вещи в себе»

(или о сущности и явлении):

1. Познание мира человеком имеет свои границы.

2. В предмете различал две стороны (категории «явление» и «сущность»), которые не совпадают друг с другом:

а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);

Например, явления человека – его внешность, поведение на людях.

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

Например, сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе».

В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.

 

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразностьограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

Нужно ли человеку все знать? Пример: использование атомного оружия.

Выводы:

В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений.

Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

Например, о сущности человека узнаем через его поведение.

В своей критике теории Канта Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) показывает механизм познания сущности.

 

2.3. Этика Канта:

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».