Милетская школа
Проблема первоначала в античной философии
Раздел II.
Основные этапы и направления развития философской мысли
Тема №2.
Античная философия
(Древняя Греция и Древний Рим)
Период существования: VI век до нашей эры – VI век нашей эры.
Первоначаломира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло.
Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала мира.
1. Материализм древних (греков):
Его особенности (характеристики):
1. Стихийный– объективное, т.е. ни от кого независимое стихийное существование природы само собой подразумевалось.
2. Наивный– из-за крайне слабой научной базы. О многом приходилось высказывать лишь догадки без их практической проверки. Отсюда – многочисленные ошибки (Земля – диск, цилиндр).
В центре внимания материалистов – космологизм (гр. космос – мир, вселенная) – изучение происхождения природы, мира в целом, а не его создания (как в религии).
Новизна в том, что материалисты искали первопричину (первоначало) природы не вне ее (как в религии и в мифологии, где первопричина всего - Бог), а в самой природе.
(6 век до н.э., г. Милет в Малой Азии) – первая материалистическая школа в Древней Греции (представители - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).
Происхождение и сущность мира объясняют естественными, материальными причинами, а не божественным созданием.
Пытались определить то общее, что объединяет все вещи природы.
Основа мира – различные вещественные элементы (вода, воздух, земля и т.д.).
1. Фалес из Милета (ок.624 – 547 до н.э.)
Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Купец,
астроном (предсказал солн. затмение в Греции в 585 году до н.э.).
Первым указал на конкретную, естественную причину (основу) происхождения природы. Единая основа всех вещей – вода. (Это – материализм). Все происходит из воды и воду обращается (жизнь из влажного). Земля – диск на воде.
Несмотря на наивность идеи Фалеса о первосущности воды, тем самым был проложен путь к естественному объяснению происхождения природы.
Герцен: «Была дана отставка олимпийским богам».
2. Анаксимен (588-526), ученик Фалеса.
– все происходит из воздуха, посредством разрежения и сгущения которого образуются все тела (огонь – при разряжении, вода - при сгущении).
3. Анаксимандр (610-540), ученик Фалеса.
Первым понял, что часть не может быть причиной возникновения целого
(например, только вода, воздух, земля или огонь не могут создать все многообразие природы).
Первоначалом природы является апейрон -некое универсальное, бесформенное первовещество которое лежит в основе всех вещей природы.