Общенаучные методы познания. Диалектика и метафизика
Проблемы познания.
Основные точки зрения на возможность познаваемости мира:
1. Гносеологический оптимизм– точка зрения о том, что мир принципиально познаваем. Сторонники – т.н. гносеологические оптимисты.
2. Агностицизм («а» – не, гносис – знание, агностос - непознаваемый) – точка зрения, полагающая, что мир непознаваем (по крайней мере, непознаваема его сущность). Например: И.Кант
Сторонников агностицизма называют агностиками.
Причины агностицизма:
1) Сравнительно ограниченные физические и технические возможности человека в познании мира даже сегодня.
2) Огромные масштабы и сложность мира.
3) Постоянная изменчивость самого мира, а, следовательно, образование всех новых, непознанных еще вещей (например, новых звезд, болезней, явлений в атмосфере).
3. Скептицизм – точка зрения тех, кто сомневается в познаваемости мира (хотя и не утверждает этого твердо и категорично) (англ. философ Дейвид Юм, 1711-1776).
Общенаучные (универсальные) методы познания
Каждая наука разрабатывает свои, специфические методы познания действительности.
Философия же, изучая всеобщие связи в мире, разрабатывает общенаучные (универсальные) методы познания
Общенаучные методы очень важны, т.к. они универсальны, и поэтому в отличие от методов конкретных (частных) наук, могут применяться в различных науках.
Среди основных общенаучных (философских) методов выделяют: диалектический метод, метафизический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, эмпиризм, рационализм, сенсуализм и др.
Диалектика– наука о развитии и взаимосвязях в мире.
Диалектический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:
1. В постоянном, качественном изменении (то есть в развитии);
Например:
- развитие предметов: качественное изменение растения, человека (Иванов)
- развитие понятий: качественное изменение понятий «экономика», «общество».
2. Во взаимосвязи и взаимообусловленности
Например:
- взаимосвязь предметов - мать и дитя, солнце и планеты;
- взаимосвязь понятий - «экономика» и «политика», «учеба» и «знания».
Метафизический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, а также соответствующие им понятия:
1. Лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного).
Например: вращение Земли вокруг солнца; смена времен года, поколений людей.
2. Изолированно, обособленно друг от друга.
Например: изучение и решение конкретной проблемы вне учета ее связи с другими; рост цен без соответствующего роста доходов населения;