Монизм. Дуализм. Плюрализм. Материализм и идеализм.
Основные направления в философии.
Структура философии (философские дисциплины)
В структуре философии выделяют самостоятельные разделы (философские дисциплины), изучающие различные философские проблемы. Среди них:
Онтология(греч. Относ – сущее, Логос – учение) – учение о бытии (о сущем), т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), и о том, что является причиной возникновения мира и его главной движущей силой).
Гносеология (греч. Гносис – знание) – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания.
Логика (греч. Логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.
Этика – теория морали, наука о нравственности (категории морали - добро, зло, совесть и др).
Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве.
Социальная философия (социум – общество) – философское учение об обществе.
Философская антропология(антропос anthropos - человек) – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни).
Аксиология (греч. Аxiа - ценность) – учение о человеческих ценностях и их природе.
Монизм(греч. монос – один) – утверждение, что мир имеет только одно начало (субстанцию): или материальное или идеальное.
Например: первична материальная причина (материя); первична идеальная причина (Бог).
Дуализм(лат. дуа – два)– признание наличия двухравноправных начал (причин чего либо).
Примеры дуализма:
- в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное и идеальное (и материя и сознание);
- в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности (например, эмпиризм и рационализм).
Плюрализм(плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире.
Примеры плюрализма:
- в онтологии: в основе мира лежит несколько равноправных, самостоятельных начал (причин) – вода, воздух, огонь, идеи, Бог;
- в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания (эмпиризм, рационализм, индукция и др.).
Материализм и идеализм:
Два основных направления (течения) в философии (в монизме). Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами.
Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Например: материя, атом, земля, воздух, и т.п. А все идеальное в мире - вторично и возникло благодаря материальному (в том числе, сознание человека).
Поэтому, например, в возникновении и развитии общества материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную основу общества (экономику), которая определяет все остальное, в том числе идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.
Исторические формы материализма:
Материализм в истории существовал в нескольких формах.
1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит).
2. Метафизический (механистический) материализм: мир в своей основе материален, но существует лишь в количественном, механическом перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Декарт, Гоббс). Упрощенное понимание свойств мира.
3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно изменяется (т.е. развивается). (19-й век. Маркс, Энгельс).
Виды материализма:
- Последовательный материализм: признание первичности и главенства материального и в природе и в обществе (марксизм).
- Непоследовательный материализм – признание первичности материального в природе, но отрицание его главенства в обществе и в истории (Фейербах).
- Вульгарный материализм – все существующее в мире сводится к материальному, в т.ч. и сознание человека (Бюхнер, Фогт, Моллешот).
Идеализм и его разновидности:
Идеализм– направление в философии (в онтологии), полагающее, что основой мира и причиной его возникновения является идеальное (духовное) начало.
Например:
- в природе – Бог, абсолютный разум, понятия и т.п.
- в обществе – идеи, культура, образование, наука.
Практические последствия принадлежности к материализму или к идеализму: главное внимание - или к материальным или к идеальным факторам, их главенствующему значению в мире (материализм – экономика; идеализм - наука, образование, духовность).
Две разновидности идеализма: объективный и субъективный
1. Объективный идеализм – утверждение, что основа мира (его причиной) есть объективное идеальное начало, т.е. не зависящее от человеческого сознания.
Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.
1. Субъективный идеализм– утверждение, что основа мира – сознание человека.
Мир зависит от человеческого сознания, создается им.
Фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и не существует вне человеческого сознания (англ. философ Дж.Беркли, 1685-1753).
Например: вишня.
Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений. Он субъективен, так как восприятие мира каждым человеком субъективно. Действительность есть результат духовного творчества субъекта.
Отсюда – ведущая роль человека (субъекта) в преобразовании мира и общества (т.н. субъективный метод в социологии).