II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

Юрий Борев

Эстетика

 

Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Эстетика» для студентов высших учебных заведений

 

Москва «Высшая школа» 2002

Рецензенты:

действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор В.В. Ванслов;

доктор филологических наук, профессор ИЛ. Ильин (ГИТИС);

доктор философских наук Г.В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли);

кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Рахманкулова (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Борев, Ю.Б.

Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.

Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

Оглавление

От автора..................................... Ю

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

1 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).........., . 12

2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике) ... 13

3 Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству).............. 15

4 Наука — это система (системность эстетических знаний)............ 15

5 Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического). 17

II ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ

1 Эстетика действительности............................ 20

2. Эстетика искусства................................ 20

3. Теоретико-информативная эстетика........................ 21

4 Рецептивная эстетика............................... 22

5 Техническая (индустриальная) эстетика..................... 23

6. Практическая эстетика.............................. 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

I ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

1 Многообразие форм эстетической деятельности................. 26

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности........... 26

3. Дизайн...................................... 28

4 Терминологический аппарат эстетической деятельности............. 31

II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

1. Теоретическая модель эстетического....................... 32

2 Эстетическое как ценность............................ 34

3. Системообразующее значение эстетического................... 36