Онтология как философское учение о бытии

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел Х. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как науку о бытии вообще. Наряду с онтологией в метафизику Х. Вольфа включались рациональная теология («откровенное» знание о Боге, доказательство Его бытия и бессмертия души), рациональная космология как знание о происхождении мира, рациональная психология (изучение «метафизической природы» души). «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно. Подобное знание позволяет осуществить рефлексивный переход от описания естественной (физической) реальности с ее эмпирическими объектами к идеальным объектам мышления, работа с которыми позволяет ответить на ряд предельно общих вопросов: что есть реальность? в чем смысл ее бытия? и др.

В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в античности, онтология формировалась как учение о всеобщих, неподвижных основах «истинного бытия», представляя собой логико-онтологическую картину реальности; в Новое время приоритет приобретает гносеология, и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, его бытийных основаниях, соотношении с объективной действительностью и т. п.; c XIX–XX вв. предметом онтологии предстает бытие человеческой субъективности, но не в сфере вечного, а становящегося бытия.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории бытие и производными от нее понятиями сущее и сущность. В результате бытиерассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть. Апелляция к данной категории связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Поэтому, прежде чем будет зафиксирован факт различия между ними, они прежде всего должны просто быть, чтобы впоследствии приобрести свою определенность. Функция бытия и состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. С позиции античных мыслителей, о бытии в силу его единства, вечности, цельности и т. п. возможно подлинное знание, реализуемое с помощью разума, обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Созерцание здесь превалирует в силу своей возможности свободно постичь истину и сформировать целостное видение предмета. Такое бытиеобъявлялось трансцендентным и противопоставлялось эмпирическому миру, который множествен, изменчив, всегда стремится к бытию, но не достигает его, поэтому о нем есть только правдоподобное знание как следствие его опоры на чувства. Для такого мира используется категория становление. В этой связи всю классическую онтологию сегодня стали называть онтологией созерцания.

Начиная сНового времени онтология с ее базовой категорией «бытия» вытесняется на периферию философской мысли, так как гносеологическая проблематика сделала данную категорию избыточной по ряду причин:

§ из-за принципиальной невозможности познания трансцендентного, сверхопытного (И. Кант);

§ потому что философия вообще не занимается онтологическими вопросами, так как поиск ответов на них – дело специальных научных дисциплин, призванных решать все вопросы, связанные с проблемой существования;

§ учение о бытии критиковалось как спекулятивное, которое должно быть заменено наукой.

В рамках гносеологического подхода субъективностьприобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологическогознания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания. Такая формулировка предмета онтологии в полной мере представлена в трансцендентализме И. Канта, хотя ее истоки проявляются в эмпиризме и рационализме Нового времени.

Трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности доопытного (априорного) знания об этом сущем (объекте). Поэтому, согласно И. Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях и, таким образом, любое стремление построить только объективную онтологию является догматическим. В результате онтология, не уделявшая должного внимания субъективности, уступает место новой, гносеологически связывающей вопросы о бытии с разрешением проблем познания. Но это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира. Дальнейшее развитие новая традиция получает в феноменологииЭ. Гуссерля и рассматривается как логическое развитие кантовского трансцендентализма.

В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии, о чем свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера. В результате наметился переход от классической онтологии к современной: понимание бытия осуществляется не только в онтологической, но и в других парадигмах философствования: культурологической, эпистемологической, экзистенциальной. Это указывает на то, что не только изменяются классические представления о самом предмете онтологии, специфике и природе онтологического знания, но происходят существенные сдвиги в осмыслении проблемы соотношения таких разделов философии, как онтология, гносеология и антропология.

Поэтому современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:

§ человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы в своей специфичности из законов мира и не могут быть поняты как часть мира, объясняемая этим же миром;

§ само сознание рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов универсума, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

§ понимание человечес­кого бытия есть одно из его конституирующих моментов: человек, говорит М. Шелер, всегда стремится прорвать пределы своего здесь-и-теперь-так-бытия, в том числе и наличную действительность собственного Я.

Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта, акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром. Более того, с развитием феноменологической концепции видимого мира сегодня говорят о новой постановке вопроса о бытии и формировании на его основе новой онтологии. При этом опираются на интерпретации бытия в горизонте времени М. Хайдеггера, в горизонте Ничто Ж.-П. Сартра и системы «Я-Другой-Мир» М. Мерло-Понти. Базовыми категориями здесь являются бытие и явление, бытие и ничто, Другой и взгляд, плюральное бытие и возможность, видимое и невидимое и др. В результате новая онтология предстает в виде «онтологии взгляда» и рассматривается в качестве альтернативы традиционной онтологии созерцания.

В рамках «онтологии взгляда» бытие утрачивает прежние характеристики (прекрасное, истинное, благое, совершенное, завершенное и т. д.) и начинает трактоваться как плюральное, а значит, разнородное, становящееся, незавершенное. Такое бытие не может быть скрыто от взгляда ни в мире идей, ни в мире форм или единого и т. п., а только под ним и существует, но при этом не становится абсолютно прозрачным и видимым. Принципиальное отличие взглядаот умственного взора (созерцания) в том, что он застигает меня или любого человека как взгляд Другого. Соответственно, и бытие располагается вокруг того, кто этим глазом владеет. Поэтому прежде, чем осуществляется мое видение мира, уже присутствуют Другие со своими видениями. Это означает, что понимание бытия предполагает перспективу Другого.