Общее и особенное
Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций
2.1.Философская мысль древних цивилизаций:
Философия древних цивилизаций в совокупности различных философских школ, учений и концепций имеет ряд общих типологических черт. Прежде всего, они обусловлены генезисом философии в условиях господства религиозно-мифологического мировоззрения. Миф оказывал существенное влияние на содержание и характер философствования, поэтому древней философии были присущи свойства образно-символического и художественно-поэтического восприятия действительности.
Общие черты проявились также в содержательной специфике ее проблемного поля. Вся древняя философия космоцентрична. Происхождение космоса, его устройство, поиск единого основания – таковы те вопросы, которые изначально волновали первых философских мыслителей. Целостность и гармоничность мироздания объяснялись наличием единого миропорядка, разумного строя вещей. В процессе рационализации мифологических представлений была сформирована идея всеобщего закона, правила, которому подчинено все во Вселенной. При этом как в демократических Афинах, так и в деспотических царствах древнего Китая и Индии понятие закона первоначально трактовалось в категориях моральных и политических.
В отличие от религиозно-мифологических учений, сохраняемых в конфессионально замкнутом культурном пространстве, философские концепции развивались в процессе открытой идейной полемики между представителями различных интеллектуальных элит. Философия стремилась к рациональному анализу различных мировоззренческих установок и жизненных позиций социальных субъектов. При этом философская рефлексия позволяла обнаружить скрытые предпосылки мышления, основополагающие мотивы противоборствующих политических сил, определить значимость социальных функций различных общественных групп. Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм. Благодаря способности философского мышления эксплицировать веер противоречий социальной жизни, философия древних цивилизаций стала формой рационального самосознания культуры, источником ее духовного развития.
2.2. Специфика философской традиции древней Индии
Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. –знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед – Ригведой – сложились первые философские тексты – Упанишады (букв. – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий.Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути).
Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре.
Традиционализмявлялся специфической особенностью индийского философствования. Философское познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед; их рационально-философское осмысление в сутрах; интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточения и медитации.
Другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее глубинная связь с религией. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты в рамках индийской традиции можно рассматривать и как философские, и как религиозные. Специфика древнеиндийской философской традиции определялась также ее ценностно-мировоззренческими основаниями. Они получили отражение в основных идеях и положениях древнеиндийской философии.
В развитии индийской философской традиции можно выделить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий. Ортодоксальные философские школы (астика) разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.
Для философии брахманизма характерна идея безличного и абсолютного духовного начала – Брахмана. Весь материально-чувственный космос древнеиндийские мыслители рассматривали как его самоосуществление в пространстве и времени. Особое значение имел принцип тождества Брахмана и Атмана. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивидуализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Человеку надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере отказа от заботы о внешнем, материальном существовании душа перестает быть связанной кармой и получает возможность восстановить единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) составляет кульминацию философских концепций брахманизма.
Основным оппонентом веданты являлся буддизм. В основе философии буддизма можно обнаружить следующие принципиальные положения. Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир – иллюзия омраченного неведением сознания, возникающая вследствие непрерывного вращения дхарм (учение о ежемгновенной изменяемости всего сущего). Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-следственных зависимостей, чем обрекает себя на постоянное страдание (учение о сансаре). В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к успокоению дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).
Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.
2.3. Особенности философской мысли древнего Китая
Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая (протофилософский период). В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.
Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен, и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность, объяснялась взаимопревращениями противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и Великом Пределе – Тайцзи.
Период, когда оформились философские школы в Древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н. э.). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют шесть важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь – ян» и школу имен.
Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм.
Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Специфика древнекитайской цивилизации определила особенности китайской философской традиции. Прежде всего, ее нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей, но зато намного сложнее выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка.
Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. На протяжении всей истории Китая философия развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий. Среди них особое значение имели: категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность (жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» (цзюнь-цзы) с характерным для него набором добродетелей.
Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.
Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот или иной период жизни становились советниками императора либо удельного князя (вана), получали должность сановника в бюрократическом аппарате древнекитайского государства. В результате ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный характер философствования в Китае.
Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы между собой по принципу взаимодополнительности. В результате сложилась устойчивая философская традиция, просуществовавшая в относительно неизменном виде вплоть до начала XX в.
2.4.Характер древнегреческой цивилизации и особенности
античной философской традиции
Специфика античного философского мышления. Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. В Средиземноморье возникли многочисленные греческие колонии. Поскольку древняя Греция являлась островной цивилизацией, то основой производственно-хозяйственной жизни греков, в отличие от древневосточных народов, были не только земледелие и ремесло, но и морская торговля. Это способствовало расширению торговых и культурных связей с народами Ближнего Востока. Рабовладение в Греции имело классический характер, рабы были основной производительной силой и являлись непосредственной собственностью крупных землевладельцев. Значительную роль в социально-классовой структуре, наряду с рабовладельческой аристократией, играли богатые промышленники и купцы. Но особое значение для развития философии имел демократический характер Афин, в которых народное собрание являлось высшим органом власти. Это предполагало участие всех свободных граждан в делах государства, а следовательно, их способность к формулированию собственной независимой позиции, открытость для дискуссии.
В период расцвета античной философии в Афинах наблюдалось относительное равновесие политических сил, что определило геометрический стиль философского мышления греков, ориентированный на гармонию. Древнегреческой философии были присущи гражданственность и стремление утвердить высокие моральные ценности. Известный российский ученый А. Ф. Лосев, исследуя особенности античной философской традиции, отмечал, что мышление греков было основано на принципе объективизма.[1] На первое место они ставили объективно существующий, материально-чувственный космос, который мыслился как одушевленный, разумный организм. Безусловный примат объективного над субъективным в системе античного мышления проявился в космологизмефилософских учений.
У древних греков космос почитался как наилучшее произведение искусства, пронизанное гармонией, симметрией, ритмом. Поэтому античная философия стремилась к полноте и целостности знания, к его рационально-логической обоснованности, и в качестве своего идеала она рассматривала аксиоматико-дедуктивное строение геометрии. Философия понималась как высший род умозрения, «любовь к мудрости», которая возвышает людей и заставляет их стремиться к добродетели и совершенству богов.
Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (VII – V вв. до н. э.). В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.
На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Среди ранних натурфилософских концепций выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах, выражавшие плюралистическую модель природы.
В учении знаменитого Пифагора был осуществлен переход от идеи генетического единства космоса к поиску его сущностного и структурного единства. Он сформулировал идею: «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Идея единого космоса, организация и порядок которого в принципе могут быть сформулированы математически, получила плодотворное развитие в европейской философии и науке.
Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э.) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии.
На смену ионийской физике приходит философская атомистика Демокрита. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Основоположник школы элеатов Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума.
Софисты(платные учителя красноречия) обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни полиса. Наиболее известны старшие софисты – Протагор и Горгий, которые учили об относительности истины и отсутствии объективных моральных ценностей. Тем самым они положили начало развитию гносеологической проблематики в философии. Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей».
Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля. Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Он ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких философских категорий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. В центре философии Платона находится учение об идеях-парадигмах, которые, выражая структуру ума-демиурга, предшествуют конкретным, материально-чувственным вещам природного космоса. Они составляют вечное, умопостигаемое «царство идей», подлинное бытие, которому лишь подражает материя, воспроизводя многообразие действительности. Учение Платона заложило основы философского идеализма.
Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля. Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (знание ради деятельности) и пойетическую (знание ради творчества). Основное внимание мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно, Аристотель возвысил философию до статуса метафизики («первой философии»).
Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма. Новый, эллинистический период в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. В этот период Александрия стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.
Философия эллинизма порывает с рационалистическим оптимизмом классической эпохи. Философы этого времени не придают знанию самостоятельной ценности. Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. Так, афинянин Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм. Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Его понимание приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Религиозно-мистический характер римского философствования проявился также в учении неопифагорейцев и неоплатоников. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Целью философии неоплатоники считали мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека. Неоплатонизм оказал мощное воздействие на христианскую апофатическую теологию и был одним из популярнейших учений философии средних веков.