Тема 2. Философская система и методика ее понимания

 

Философия существует, как правило, в теоретической форме как

 

система понятий. Но она может быть и в нетеоретической форме – как

 

раскрытие идей в художественных образах, например произведения Ф.

 

М. Достоевского. Ниже речь ведется только о теоретической форме

 

функционирования философии.

 

Философская система есть теоретическое (понятийное)

 

выражение духа народа, эпохи, она проясняет, систематизирует,

 

организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на

 

основе теоретических принципов, обоснованного мировоззрения. В

 

ней духовный опыт народа осмыслен в разумной форме.

 

Философские системы, несмотря на их многообразие, имеют

 

единую логику возникновения: из особенного наличного материала

 

культуры своего времени философ индуктивно восходит ко всеобщему

 

первопринципу, а затем из такого первопринципа он дедуктивно

 

развивает содержание философии – онтологию, антропологию,

 

гносеологию, аксиологию, праксиологию, социальную философию и

 

философию истории.

 

Оформление философской системы проходит два этапа –

 

индуктивно-эмпирический (восхождение от частного, особенного

 

опыта к первопринципу) и дедуктивно-теоретический (развитие из

 

единого принципа конкретного содержания). На первом этапе

 

философ вбирает в себя духовный опыт народа, переживает и мыслит

 

его, целостным духовным актом перерабатывает эмпирию в теорию,

 

вырывается из застенков повседневности и сложившихся социальных

1. Понятие философской системы

 

форм, стереотипов, предрассудков. Это – путь восхождения к

 

духовной вершине, требующий самостоятельности ума и мужества

 

воли. На втором этапе философ парит в эфире понятий. Оторвавшись

 

от липучей чувственной достоверности и повседневности, он

 

развивает из единого принципа, из идеи богатство содержания.

 

Поскольку содержание теперь развито из единого принципа, то оно

 

предстает как художественное целое – как духовная целостность,

 

как мысленная конкретность, как единство в многообразии разделов

 

философии. Идею (принцип) философской системы можно уподобить

 

семени, из которого вырастает раскидистая крона.

 

Приведем примеры. Платон ( ) развил теорию идей, которые

 

существуют сами по себе как формы без материи. Лишенные материи,

 

они не деформированы ею и поэтому предстают как эталоны, как

 

образцы и меры чувственно-воспринимаемого мира. Идеи – исходный

 

принцип философской системы Платона. Исходя из идей, Платон

 

развивает учение о составе души, об эросе, о познании, о социальном

 

составе общества, о формах правления в государстве.

 

И. Кант исходит из принципа самопроизвольной, спонтанной

 

самодеятельности человеческого «Я» и систематически развивает

 

ответы на вопросы «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «на

 

что я могу надеяться?», «что есть человек?». Принцип Канта

 

героически развивает И. Г. Фихте в области нравственности. Гегель

 

возрождает принцип философии Платона и последовательно развивает

 

все богатство человеческого опыта из Идеи, которая уже является не

 

вечной покоящейся субстанцией, как это было у Платона, но

 

активным Субъектом: Идея стремится познать и осуществить себя в

 

пространстве и во времени. К. Маркс приемлет принцип философии

 

Канта, но преобразует его в принцип практической

 

самодеятельности людей, которые изменяя внешние обстоятельства,

 

изменяют и самих себя, вступают в процесс «абсолютного»

 

самостановления: они обновляют себя в той мере, в какой обновляют

 

предметный мир богатства, содержание деятельности, общения и

 

мышления. И. А. Ильин (1883-1954) исходил из совершенства и

 

обосновал ценностные основы бытия человека, семьи, воспитания,

 

правосознания, государства, Родины, труда и собственности,

 

воинского служения и др. Н. О. Лосский исходил из единой основы,

 

субстанциальных деятелей, и развил поразительно

 

стройную, «математически» последовательную во всех разделах

 

философию.

 

Если философия развита последовательно из единого принципа,

 

то ее называют монистической (от слова «моно» – один). Однако

 

бывают учения, развитые из двух принципов, оцениваемые как

 

дуалистические («дуа» – два), или из многих, взаимодополняющих

 

друг друга принципов (плюралистическая система, от

 

слова «плюрал» – много). Если же учение исходит из принципов,

 

которые несовместимы по своему содержанию в одном системе, то

 

такое учение называется эклектичным. Следует конкретно

 

ознакомиться с понятиями монизма, дуализма, плюрализма и

 

эклектики в справочной литературе.

 

Философские системы могут быть по содержанию полными или

 

неполными. В первом случае в отличие от второго дано раскрытие

 

всех разделов философии. Если такие разделы раскрыты

 

основательно, то философская система квалифицируется как

 

классическая; например, учения Платона, Аристотеля, Эпикура

 

(Античность), Фомы Аквинского (Средневековье), Канта, Фихте,

 

Шеллинга, Гегеля, Фейербах, Маркса (Новое и Новейшее время), В. С.

 

Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка (конец XIX –

 

XX вв.). Вторая половина XIX века отмечена в западной философии

 

постклассическими системами (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).

 

2. Методика понимания философских систем

 

Из логики оформления философских систем следует методика

 

их понимания. В усвоении философии целесообразно:

 

▪ выявить историческую обусловленность философской

 

системы (когда и где, в среде какого народа, какой культуры она

 

возникла);

 

▪ выявить первопринцип философской системы и проследить

 

последовательно ли он проводится философом во всех частях его

 

философии, непоследовательность заслуживает критики, но с точки

 

зрения самого автора философской системы; такая критика станет

 

самокритикой философской системы; она развивает самостоятельное

 

и рефлексивное мышление и сообщает живую диалогичность в

 

усвоении философии;

 

▪ перевоплотиться в самого философа, встать на его точку

 

зрения и посмотреть на мир через ту оптику, через которую философ

 

смотрел на реальность, т. е. необходимо пережить и понять сам

 

духовный акт, каким философ творил свою философскую систему;

 

личное переживание духовного акта автора философской системы

 

развивает духовные чувства, субъективную творческую палитру

 

читателя, значительно расширяет горизонт сознания, позволяет выйти

 

на рамки собственной привычной субъективности и увидеть новые

 

грани бытия; духовный акт означает особое сочетание душевно-

 

духовных сил, которыми творится философское учение; духовный акт

 

может быть целостным, полным, или частичным; он может быть

 

ориентированным на внешний опыт или на внутренний, духовный; в

 

нем могут доминировать разные силы – логическое мышление

 

(Спиноза), воля (А. Шопенгауэр), интуиция (Платон, Гегель),

 

воображение (философия Древней Индии), духовное созерцание (И.

 

А. Ильин); творческая палитра философа накладывает отпечаток на

 

его учение;

 

▪ ответить на вопрос, какие ценности предложены

 

философской системой, к чему она призывает, какой образ жизни

 

предлагает; т.е. определить социально-культурную значимость

 

философской системы; тем самым читатель вплетает историю

 

философии в личное размышление о современности;

 

▪ дать личную оценку философской системы и обосновать эту

 

оценку.

 

Следуя предложенной методике понимания философских систем,

 

можно обогатить не только свое знание, но и личный духовный

 

опыт в нравственном, религиозном, правовом, эстетическом

 

отношениях, развить собственное теоретическое мышлении, его

 

самостоятельность, рефлексивность и критичность.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое философская система?

 

2. Какова логика создания философской системы?

 

3. Каково значение первопринципа в философской системе?

 

4. Что такое монизм, дуализм, плюрализм, эклектика?

 

5. Приведите примеры монистических, дуалистических,

 

плюралистических систем философии.

 

6. Какова методика понимания философских систем?