Тема 2. Философская система и методика ее понимания
Философия существует, как правило, в теоретической форме как
система понятий. Но она может быть и в нетеоретической форме – как
раскрытие идей в художественных образах, например произведения Ф.
М. Достоевского. Ниже речь ведется только о теоретической форме
функционирования философии.
Философская система есть теоретическое (понятийное)
выражение духа народа, эпохи, она проясняет, систематизирует,
организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на
основе теоретических принципов, обоснованного мировоззрения. В
ней духовный опыт народа осмыслен в разумной форме.
Философские системы, несмотря на их многообразие, имеют
единую логику возникновения: из особенного наличного материала
культуры своего времени философ индуктивно восходит ко всеобщему
первопринципу, а затем из такого первопринципа он дедуктивно
развивает содержание философии – онтологию, антропологию,
гносеологию, аксиологию, праксиологию, социальную философию и
философию истории.
Оформление философской системы проходит два этапа –
индуктивно-эмпирический (восхождение от частного, особенного
опыта к первопринципу) и дедуктивно-теоретический (развитие из
единого принципа конкретного содержания). На первом этапе
философ вбирает в себя духовный опыт народа, переживает и мыслит
его, целостным духовным актом перерабатывает эмпирию в теорию,
вырывается из застенков повседневности и сложившихся социальных
1. Понятие философской системы
форм, стереотипов, предрассудков. Это – путь восхождения к
духовной вершине, требующий самостоятельности ума и мужества
воли. На втором этапе философ парит в эфире понятий. Оторвавшись
от липучей чувственной достоверности и повседневности, он
развивает из единого принципа, из идеи богатство содержания.
Поскольку содержание теперь развито из единого принципа, то оно
предстает как художественное целое – как духовная целостность,
как мысленная конкретность, как единство в многообразии разделов
философии. Идею (принцип) философской системы можно уподобить
семени, из которого вырастает раскидистая крона.
Приведем примеры. Платон ( ) развил теорию идей, которые
существуют сами по себе как формы без материи. Лишенные материи,
они не деформированы ею и поэтому предстают как эталоны, как
образцы и меры чувственно-воспринимаемого мира. Идеи – исходный
принцип философской системы Платона. Исходя из идей, Платон
развивает учение о составе души, об эросе, о познании, о социальном
составе общества, о формах правления в государстве.
И. Кант исходит из принципа самопроизвольной, спонтанной
самодеятельности человеческого «Я» и систематически развивает
ответы на вопросы «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «на
что я могу надеяться?», «что есть человек?». Принцип Канта
героически развивает И. Г. Фихте в области нравственности. Гегель
возрождает принцип философии Платона и последовательно развивает
все богатство человеческого опыта из Идеи, которая уже является не
вечной покоящейся субстанцией, как это было у Платона, но
активным Субъектом: Идея стремится познать и осуществить себя в
пространстве и во времени. К. Маркс приемлет принцип философии
Канта, но преобразует его в принцип практической
самодеятельности людей, которые изменяя внешние обстоятельства,
изменяют и самих себя, вступают в процесс «абсолютного»
самостановления: они обновляют себя в той мере, в какой обновляют
предметный мир богатства, содержание деятельности, общения и
мышления. И. А. Ильин (1883-1954) исходил из совершенства и
обосновал ценностные основы бытия человека, семьи, воспитания,
правосознания, государства, Родины, труда и собственности,
воинского служения и др. Н. О. Лосский исходил из единой основы,
субстанциальных деятелей, и развил поразительно
стройную, «математически» последовательную во всех разделах
философию.
Если философия развита последовательно из единого принципа,
то ее называют монистической (от слова «моно» – один). Однако
бывают учения, развитые из двух принципов, оцениваемые как
дуалистические («дуа» – два), или из многих, взаимодополняющих
друг друга принципов (плюралистическая система, от
слова «плюрал» – много). Если же учение исходит из принципов,
которые несовместимы по своему содержанию в одном системе, то
такое учение называется эклектичным. Следует конкретно
ознакомиться с понятиями монизма, дуализма, плюрализма и
эклектики в справочной литературе.
Философские системы могут быть по содержанию полными или
неполными. В первом случае в отличие от второго дано раскрытие
всех разделов философии. Если такие разделы раскрыты
основательно, то философская система квалифицируется как
классическая; например, учения Платона, Аристотеля, Эпикура
(Античность), Фомы Аквинского (Средневековье), Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля, Фейербах, Маркса (Новое и Новейшее время), В. С.
Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка (конец XIX –
XX вв.). Вторая половина XIX века отмечена в западной философии
постклассическими системами (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).
2. Методика понимания философских систем
Из логики оформления философских систем следует методика
их понимания. В усвоении философии целесообразно:
▪ выявить историческую обусловленность философской
системы (когда и где, в среде какого народа, какой культуры она
возникла);
▪ выявить первопринцип философской системы и проследить
последовательно ли он проводится философом во всех частях его
философии, непоследовательность заслуживает критики, но с точки
зрения самого автора философской системы; такая критика станет
самокритикой философской системы; она развивает самостоятельное
и рефлексивное мышление и сообщает живую диалогичность в
усвоении философии;
▪ перевоплотиться в самого философа, встать на его точку
зрения и посмотреть на мир через ту оптику, через которую философ
смотрел на реальность, т. е. необходимо пережить и понять сам
духовный акт, каким философ творил свою философскую систему;
личное переживание духовного акта автора философской системы
развивает духовные чувства, субъективную творческую палитру
читателя, значительно расширяет горизонт сознания, позволяет выйти
на рамки собственной привычной субъективности и увидеть новые
грани бытия; духовный акт означает особое сочетание душевно-
духовных сил, которыми творится философское учение; духовный акт
может быть целостным, полным, или частичным; он может быть
ориентированным на внешний опыт или на внутренний, духовный; в
нем могут доминировать разные силы – логическое мышление
(Спиноза), воля (А. Шопенгауэр), интуиция (Платон, Гегель),
воображение (философия Древней Индии), духовное созерцание (И.
А. Ильин); творческая палитра философа накладывает отпечаток на
его учение;
▪ ответить на вопрос, какие ценности предложены
философской системой, к чему она призывает, какой образ жизни
предлагает; т.е. определить социально-культурную значимость
философской системы; тем самым читатель вплетает историю
философии в личное размышление о современности;
▪ дать личную оценку философской системы и обосновать эту
оценку.
Следуя предложенной методике понимания философских систем,
можно обогатить не только свое знание, но и личный духовный
опыт в нравственном, религиозном, правовом, эстетическом
отношениях, развить собственное теоретическое мышлении, его
самостоятельность, рефлексивность и критичность.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое философская система?
2. Какова логика создания философской системы?
3. Каково значение первопринципа в философской системе?
4. Что такое монизм, дуализм, плюрализм, эклектика?
5. Приведите примеры монистических, дуалистических,
плюралистических систем философии.
6. Какова методика понимания философских систем?