Философия Древнего Востока

Тема 2. История философии

Данная тема необходима для изучения курса философии, так как знание об уже существующих, наработанных в развитии философской мысли способах решения некоторых проблем позволяет «не изобретать велосипед заново», а наоборот, двигаться дальше в поисках ответов на те вопросы, которые интересуют человека. В то же время именно эта тема может быть в наибольшей степени сокращена или передана на самостоятельное изучение студентам, если количество аудиторных часов по предмету невелико. Большое число учебных пособий по истории философии позволяет это сделать, однако лекции помогают «расставить акценты» в огромном историко-философском материале, изложенном в учебных пособиях.

Важно представлять, что понятие «Восток» как для географии, так и для истории философии объединяет множество разнообразных традиций – культуры арабского Востока, индийскую культуру, культуру Китая и др. Но для философского развития наиболее значимыми оказались идеи древней Индии и древнего Китая. Эти философские традиции существенно отличаются от западноевропейской философии, основанной на античной мысли, как по стратегиям философского исследования, так и по способам выражения знания (см. книги Е.А. Торчинова).

Философские идеи в Древней Индии впервые были оформлены в текстах священных книг - Вед. В ведийский период (1500-500 гг. до н.э.) любое явление мира (человек, животное, растение, бог, элемент, время года и т.д.) представляется наделенной жизнью субстанцией, которая связана с другими и подчинена циклам взаимных превращений. Мир в целом и каждое явление в частности – совершенствование первичной сущности Пуруши. В Упанишадах (философские комментарии к Ведам, ок. 800 г. до н.э.) утверждается, что в основе космоса лежит вечно сущее – Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему началу индивидуальности – Атману. Развивается теория метемпсихоза (переселения душ), причинно-следственная теория кармы (влияния любого поступка на жизнь индивида), концепция сансары – мучительно однообразного круговорота повторяющихся рождений, вырваться из которого можно через аскезу и стремление к высшему знанию о тождестве Атмана и Брахмана. В следующий - классический, или брахмано-буддийский период (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.), на основе космологии развивается этика. Разработаны учения брахманизма, буддизма и джайнизма, внутри брахманизма возникает шесть «даршан» - способов воззрения, истолкования истины, которые считаются равноправными: миманса (атеистическое истолкование Вед), веданта (завершение Вед с помощью идеи бхакти – любви к богу), санкхья (атеистический плюрализм, признание иллюзорности деления мира на материю и дух), йога (практика созерцания, включающая совершенствование телености), ньяя (учение о формах мышления, логика), вайшешика (учение о категориях и атомистика, призыв к освобождению души от материального начала). Парадоксальность джайнизма и буддизма заключается в том, что они, в сущности, - атеистические вероучения. Джайнизм признает вечные духовные монады и материальные сущности. Буддизм отрицает бытие неизменной субстанции, утверждая, что личность и мир рождаются благодаря взаимодействию дхарм – закономерно возникающих преходящих факторов, «здесь-сейчас-бытия». Буддизм как в махаяне («большой колеснице»), так и в хинаяне («малой колеснице») признает, что нет никакого неизменного индивида, есть лишь поток дхарм (которые тоже иллюзорны), и потому возможно угасание индивидуальности, достижение нирваны – великой пустоты, великого Ничто, в котором Атман стал Брахманом. Подобное представление о единстве личного и всеобщего можно считать сходным с представлениями современного экоцентрического сознания. Третий этап в развитии древнеиндийской философии – постклассический или индуистский (с 1000 г. н.э.) – период упадка буддизма и джайнизма, становления вишнуизма и шиваизма, тантризма и шактизма, становление под влиянием ислама монотеистических систем; сложное взаимодействие с европейской культурной традицией.

Китайская философия начинает отсчет с 7-6 вв. до н.э. На этапе протофилософии господствует космогоническая мифология, культ неба. Первичные субстанции Инь и Ян, пять элементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), пять человеческих функций (мимика, речь, зрение, слух, мышление) и пять аффектов (забота, страх, гнев, радость, созерцательность) наполняют мир и поддерживают жизнь – эти религиозно-философские представления необходимы для аграрного социума. Древняя китайская философия (600-200 гг. до н.э.) дала двух великих мыслителей, известных и сегодня. Учение Лао-цзы о Дао (первоначале) и Дэ (конкретных способах реализации Дао) несет онтологический и натурфилософский смысл, учение Конфуция имеет социально-философское и этическое наполнение. Мо-цзы, основатель моизма, интерпретирует конфуцианские идеи добродетелей через понятие всеобщей любви, реализация которой требует социальных реформ. Средневековый период китайской философии (200 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) характеризуется полемикой между даосизмом и конфуцианством с одной стороны, и проникшим в Китай буддизмом, с другой. С 1000 г. начинается догматизация конфуцианства, которое в сегодняшнем Китае чрезвычайно влиятельно как «народная религия». Особенность китайской философской традиции – в ее прикладном, а не абстрактно-теоретическом характере. Экологический смысл можно обнаружить прежде всего в даосизме, сходном с идеями ведической философии.