ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 4
Тема 1. Философия и мировоззрение....................................................... 5
Тема 2. Специфика философского знания................................................ 6
Тема 3. Предмет и методы философии..................................................... 7
Тема 4. Функции философии..................................................................... 9
Тема 5. Основной вопрос и основные направления философии............. 10
Тема 6. Даосизм – древнейшее философское учение Китая.................... 14
Тема 7. Буддизм и его основные идеи...................................................... 15
Тема 8. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты 17
Тема 9. Философия софистов и Сократа.................................................. 19
Тема 10. Философия Платона................................................................... 23
Тема 11. Философия Аристотеля.............................................................. 26
Тема 12. Философия Августина Блаженного........................................... 28
Тема 13. Философия Фомы Аквинского (томизм)................................... 30
Тема 14. Рационалистическая философия Декарта.
Учение о субстанции................................................................... 33
Тема 15. Философия Лейбница. Учение о монадах................................. 36
Тема 16. Философия Иммануила Канта................................................... 38
Тема 17. Философия Гегеля...................................................................... 43
Тема 18. Философия Людвига Фейербаха - завершение периода
немецкой классической философии,
начало перехода к материализму............................................... 47
Тема 19.Философия марксизма................................................................. 50
Тема 20. Бытие........................................................................................... 54
Тема 21.Материя (материальное бытие)................................................... 55
Тема 22. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 59
Тема 23. Познание (гносеология).............................................................. 62
Тема 24. Русская философия..................................................................... 64
Тема 25. Русская философия XIX в.......................................................... 68
Тема 26. Русская философия XX в............................................................ 73
Тема 27. Психоанализ............................................................................... 78
Тема 28. Экзистенциализм (экзистенциональная философия
Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)................... 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................... 87
Автор данного учебно-методического пособия ставит своей основной задачей помочь студентам составить представление о проблематике философии и ее языке, средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах, это позволит студентам самостоятельно ориентироваться не только в отвлеченных научно-философских понятиях, но и в не менее сложных взаимосвязях жизненной реальности, во всей их глубине и противоречивости.
Задачей курса является изучение на широком фоне историко-философского материала исходных, фундаментальных проблем бытия человека, его места в мире, отношения к миру в рамках различных школ и направлений, предполагающих разнообразие точек зрения и подходов их осмысления.
Изучение курса философии должно способствовать приобщению студентов к общечеловеческим ценностям, определению собственной мировоззренческой позиции, овладению основами логики и методологии научного познания, уяснению сознательно-нравственных стимулов профессиональной деятельности, повышению общего уровня философской культуры.
Дополняя любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулируя активное участие в решении судеб своей страны, находящейся на сложном этапе развития.
Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные проблемы философии как формы культуры, сущность философских категорий в контексте различных подходов и направлений, уметь аргументировано анализировать их особенности, выработать собственную мировоззренческую позицию, навыки самостоятельного анализа актуальных философских проблем.