Барокко в русской литературе. Появление стихосложения.
1.ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х.
Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так
называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным»,
статьям (их также называют погодными записями).
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных лет ".
Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
. В 1039 году в Киеве учредили метрополию - самостоятельную организацию. При
дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037
года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих
переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036г.
создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает Древний
Новгородский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий,
испоьзуя древнейший Киевский свод, составил первый Киево Печерский свод, куда
включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого
(1054г.) . На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода
создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами
греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "
Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113 году
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в
том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова
сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность
существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю
возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское
государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных
притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою
политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства.
Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века.
Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное
столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со
своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в
1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще
больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает,
что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена
запись устных народных исторических преданий о распространении христьянства.
Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что "
Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были записаны
книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием
пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон
предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный
около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество
сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря
этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.
В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи
политическую остроту. Таким образом, первый Киево-Печерский свод явился
выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно
продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй
Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей
единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются
княжеские междоусобице.
Далее в интересах Святополка на основе второго Киево-Печерского свода Нестером
создается первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе,
игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую
редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция дошла до нас в составе
Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным
автором была создана третья редакция " Повести временных лет ". Она была
доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской
летописи.
В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают, что
начало летописания на Руси является событием огромной важности.
2
Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII - первой
половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве
. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, -
барокко.
Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое
начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития. Стиль барокко -
явление нового времени, не свойственное древней русской литературе. Это
вынуждает нас подробно остановиться на особенностях развития стилей вообще
Существенной особенностью развития русского барокко надо признать историческое
совмещение стилей.
Литература XVII в. отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров
и стиля. Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания -
виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже
романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской
литературой.
В литературе XVII в., в отличие от литературы средневековой, уже нельзя
выделить единые стилеобразующие принципы. XVII в. - это эпоха зарождения,
сосуществования и борьбы разных литературных школ и направлений, как
выраставших на почве русских традиций, так и опиравшихся на западноевропейский
опыт.
литературное барокко в России характеризуется существенными
идейно-тематическими изменениями, по сравнению с Европой. Подчинение
потребностям крепнущего российского абсолютизма, русское барокко утратило,
свойственные европейскому мироощущению, пессимизм, трагизм и мистическую
экзальтацию.
благодаря новому типу культуры, который формировался и развивался в творчестве
Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и др., были сломаны
привычные стереотипы, прививались новые вкусы, позволившие русской литературе
и искусству существовать и эволюционировать в рамках общеевропейской культуры.
нельзя не отметить огромный вклад барокко, внесенный в ориентацию литературы
на зрелищность, что свидетельствовало о появлении новой функции чисто
эстетического характера поражать и развлекать.
Основой поэтической системы барокко становится консепт сопряжение двух далеких
друг от друга понятий.
С формированием и развитием барокко в России конца XYII века связаны и
колоссальные изменения, происшедшие в жанровой системе, свидетельствовавшие о
переходе русской литературы от средневекового типа к типу Нового времени. В
древнерусской литературе существовала совсем иная система родов и жанров, чем
в Западной Европе, к тому же до XYII в. в русской книжности не было ни поэзии,
ни драматургии. С освоением барочной эстетики и поэтики жанровая система
русской литературы XYII века все больше и больше становится похожей на
европейскую, имевшую в целом четкую структуру, теоретические и
логико-философские основания.
Проблемы барокко и сочинения Аввакума
А.А. Морозовым уже достаточно давно было высказано мнение о принадлежности
сочинений Аввакума (прежде всего, его Жития) к литературе барокко (Морозов
А.А. Проблема барокко в русской литературе XVII - начала XVIII в. (состояние
вопроса и задачи изучения). у Аввакума (особенно в Житии) встречаются, как
будто, черты барочной словесности
Таковы, например, полистилистичность, соединение "реалистических" (или,
точнее, "натуралистических") сцен с подчеркнуто условными,
символико-эмблематическими эпизодами. Вспомним символ (почти барочную эмблему)
- корабль в видении Аввакума на Волге (Житие); метафора жизни - плавания в
бурном море развертывается далее в тексте Жития, придавая символическое
значение реальным событиям и вещам (плавание в дощанике). Полистилистичность
проявляется и в "свободном" сочетании церковнославянской и русской
("просторечной") лексики. С барокко Аввакума роднит и визионерство: явление
ангелов в Житии, а также видение царя Алексея Михайловича с "язвою на брюхе"
("Пятая" челобитная царю Алексею Михайловичу) и видение антихриста ("Книга
бесед". Беседа восьмая), и в целом свойство его сочинений, которое можно
обозначить несколько расплывчатым словом "экспрессивность": повышенная
эмоциональность речи, связанная с напряженным переживанием эсхатологического
смысла в событиях жизни автора. Присутствует, наконец, в сочинениях Аввакума и
любимый литераторами барокко мотив преодоления границы, отчужденности
человеческого (собственного) тела от мироздания, и мотив изоморфности
человека-микрокосма и макрокосма-природного мира.
Житие Аввакума ближе к западному, а не к русскому барокко: ни напряженное
визионерство, ни острое переживание трансцендентного смысла собственной судьбы
и мира, идущего к концу, ни повышенная экспрессивность не свойственны русскому
барокко, проявившемуся, к тому же, лишь в поэзии. Такое сходство (конечно,
чисто внешнее) не случайно: сходны ощущение надлома, эсхатологические
настроения, питавшие многих западных барочных литераторов, с одной стороны, и
Аввакума, с другой, - при всех различиях западной и русской культурных
ситуаций.
Заключение
Эпоха барокко - это одна из самых ярких и величественных страниц истории
искусства
Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе.
Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты.
Орнаментальность достигает пределов возможного, она проникает даже в
стихосложение.
Барокко как в России, так и в Европе было не просто переходным этапом в
эволюции литературы от средневекового типа к литературе Нового времени.
Несмотря на то, что многие приемы барочной поэтики являются общими как для
литературы средневековья, так и для литературы Ренессанса, барокко по своей
сути противостоит предшествующей традиции культурного развития (мы
рассматриваем Ренессанс как завершающий этап эволюции культуры Средних веков),
оно является начальным этапом формирования литературы Нового времени, основой
культурного развития на новых началах. В этом и состоит суть барокко