Расскажите о теплых и холодных цветах и их применении в живописи.

Экзаменационный билет № 18

Расскажите об основных и дополнительных цветах.

Экзаменационный билет № 17

Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки или цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок. Основных цветов по ИоганнесуИттену (Швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог.Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений) существует всего 3: красный, жёлтый и синий. Остальные же цвета цветового круга (т. е. дополнительные) образуются смешиванием этих трех в различных пропорциях. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный – Зелёный - Синий дополнительными являются Голубой – Пурпурный – Жёлтый - цвета.

2. Какими особенностями обладает система живописи Б.Кустодиева?

Борис Михайлович Кустодиев начал свой путь как художник - портретист. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели. Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация.

Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Теплые цвета напоминают нам огонь, солнце, тепло. Настроение, которое передают эти цвета радостное, веселое. Холодные цвета, к ним относятся синий, голубой и фиолетовый, а также их оттенки. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом. Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка. Применение теплых и холодных цветов:

Теорию о теплых и холодных цветах принимают не все, а напрасно. Дело в том, что теплые цвета зрительно приближают изображение, а холодные - отдаляют. Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм.

Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного - можно выделить в рисунке главное.

2. Что можно рассказать о характере в живописи В.М.Васнецова?

В 1873 г. Васнецов впервые пробует свои силы в живописи. Первые его картины носили остро - социальный характер, вполне в духе классической живописи передвижников. Но вскоре Васнецов навсегда отходит от этого стиля в живописи, обратившись к мотивам русской истории, народной культуры, сказки и старинной мифологии. Полотно "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. Позже он вспоминал: "Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...".

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Сама живопись Васнецова в "Богатырях", ее монументальные формы, благородные декоративные качества подвигали к иному, чем прежде, отсчету достоинств в искусстве, к рождению новых завоеваний его "откровений и тайн". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова. В монументальной живописи Васнецова выражается ее импровизированный, быстрый характер, «ловкие замашки», недостойные по своей банальности и непродуманности приемы, а иногда слишком уж небрежный, вялый и сбитый рисунок.