ФомаАквинский (1221 – 1274)– виднейший представи­тель христиан­скойфилософии Средневековья.

Словарь

 

Абсо­лют (от лат. absolutus – безусловный) – понятие, обо­значающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.

Абсолютный (от лат. absolutus – безусловный) – свободный от всех отношений и условий; совершенный; независимый. Проти­воположное понятие – относительный.

Абсолютный дух – в философии Г. Гегеля[19] конечное звено развития духа, проходящего через ряд этапов восхождения к абсо­лютному знанию.

Абстрагирование (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – отвлече­ние от несущественных свойств и связей изучаемого объекта с целью выделе­ния наиболее важных для решения тео­ретической (или практической) задачи характеристик объекта. В науке – теоретический метод создания идеальных обобщен­ных образов и понятий.

Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – христиан­ский философ, святой, представитель патристики. Для него ха­рактерно обращение к внутрен­нему миру человека («Испо­ведь»). Родоначальник неоплатонизма в христиан­ской филосо­фии, господствовавшего в европейской философии до XIII в. Труды: «О граде Божием» и др.

Авенариус Рихард (1843 – 1896) – швейцарский философ, родоначаль­ник эмпириокритицизма.

Аверроэс (лат. от Ибн Рушд, Мухаммед, 1126 – 1198) – исламский, арабский философ. Развивал учение Аристотеля. Высказывал еретические идеи о вечности Бога и материи (т.е. о несотворенности материи Богом). От­рицал бессмертие души и загробную жизнь. Выступал за независимость фило­софии от религии. Имел последовате­лей в средневековой Европе.

Авеста (перс. – основной текст) – священный текст пер­сов, в котором изложена религия пророка Заратустры – зороа­стризм.

Авиценна (лат. от Ибн Сина, 980 – 1037) – выдающийся исламский философ и врач персидского происхождения. Пы­тался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом. Его «Книга исцеления» и «Канон медицины» были известны не только восточным, но и европейским философам и врачам.

Авторитаризм (автократия) – единовластие.

Агностицизм (от греч. a+gnosis – частица отрицания+знание) – отри­цание возможности достоверного познания сущности объектов.

Аграрное обществосм.: традиционное общество.

Аграрный – сельскохозяйственный.

Адекватный (от лат. adaequatus – приравненный) – правиль­ный, соот­ветствующий, согласующийся, соразмерный.

Апейрон (греч. apeiron – неограниченное) – у древнегре­ческого фило­софа Анаксимандра бесконечное первовещество, из которого состоят все вещи. У пифагорейцев и Платона – си­ноним материи.

Академия – название философской школы Платона.

Аксиология (от греч. axia+logos – значимость+учение) – теория ценно­стей. Ее становление как самостоятельной фило­софской дисциплины проис­ходит в конце XIX в. в Германии, во Франции и в России. Среди родоначаль­ников – Г. Риккерт, В.С. Соловьев и др. Главные проблемы аксиологии: сущ­ность ценно­стей, типы и виды ценностей, их система, иерархия и динамика.

Аксиоматизация – в науке выделение аксиом – основа­ний, не тре­бующих доказательств ввиду их очевидности, на ос­нове которых строятся теоремы.

Акциденция (лат. accidentia – случайность) – несущест­венное свойство вещи.

Алетиология (от греч. alethieia – истина) – учение об ис­тине.

Алхимия – средневековая донаучная предшественница химии, тайное религиозно-философское направление, имевшее целью нахождение «философ­ского камня» – эликсира, способ­ного излечивать все болезни и получать зо­лото из других метал­лов.

Альтернатива (от лат. alter – другой) – необходи­мость выбора между взаимоисключающими двумя возможно­стями.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – нравственный прин­цип, заклю­чающийся в бескорыстном служении другим людям. Введен в философию О. Контом.

Амбивалентность (от лат. ambo+valentia обе+сила) – двойственность противоречащих друг другу устремлений.

Анаксимандр из Милета (611 – 545 до н.э.) – представитель древнегре­ческой натурфилософии (философии природы), ученик Фалеса. Определял первоначало всего сущего как принцип, апейрон – первовещество, из которого путем выделения возни­кают различные вещества.

Анаксимен из Милета (585 – 525 до н.э.) – представитель древ­негрече­ской натурфилософии (философии природы). Считал материальным первона­чалом всего воздух.

Анализпознавательная процедура мысленного расчле­нения целого на части. Противоположен синтезу.

Аналогия (греч. analogia – сходство) – сходство различ­ных вещей по некоторым признакам. В познании рассуждение по аналогии (путем сравне­ния) используется для выдвижения гипотез.

Анархизм – социально-философское политическое тече­ние, обосновы­вающее идею революционного перехода к безго­сударственному обществу, состоящему из независимых коммун. Представители – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование душ и духов, одна из форм религии в первобытном обществе.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – христианский философ-схоласт.

Антиномия – у И. Канта неразрешимое противоречие между проти­воположными высказываниями, каждое из которых логически доказуемо.

Антисфендревнегреческий философ V – IV вв. до н.э., ученик Сократа, основатель школы киников.

Антисциентизм – принижение роли науки в жизни обще­ства, критика отрицательных последствий развития науки.

Античнаяфилософия – древнегреческая и древнеримская философия.

Антропогенное общество см.: постиндустриальное общество.

Антропологизм – учение, вслед за Л. Фейербахом счи­тающее естест­веннонаучную медицинскую антропологию уни­версальной наукой о человеке.

Антропологическая философия – см.: философия.

Антропология (от греч. antropos+logos – человек+учение) – учение о че­ловеке, философская теория человека. Важнейшими ее проблемами являются антропогенез (происхождение чело­века), сущность человека и смысл челове­ческого бытия.

Антропоцентризм – трактовка положения человека в мире как цен­трального.

Априорное (лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествую­щее опыту и независимое от него. У И. Канта ап­риорными являются такие категории, как пространство и время.

Арабская философия– см. исламская философия.

Аргумент (от лат. argumentum – довод) – доказательство.

Аристотель– древнегреческийфилософ IV в. до н.э., учился у Платона. Виднейший представитель и систематизатор античной философии. Если у Платона мир разделен на мир идей и мир вещей, то у Аристотеля мир един. В нем есть пассивное, вещественное начало (материя) и активное, одухо­творяющее начало (форма). Аристотель обосновал законы логики. Разделил философские дисциплины на теоретические (математику, фи­зику и психоло­гию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику, или педагогику). Внес вклад в теорию государства. Глав­ные труды: «Органон», «Физика», «Метафизика» и др.

Арон Раймон (1905 – 1983) – французский социолог, фи­лософ и пуб­лицист, один из родоначальников теории индустри­ального общества.

Архетипы (от греч. arche+typos – начало+образ) – термин К. Юнга. Общечеловеческие прообразы, символы, аккуму­лирую­щие опыт человечества: «мать-земля», «мудрый старец», и т.д.

Астрология (от греч. astrum+logos – звезда+учение) – уче­ние о влия­нии звезд и планет на судьбу человека. В современной философии считается квазинаукой (псевдонаукой): имея разра­ботанный астрономический, матема­тический и понятийный ап­парат, она не имеет теории, способной объяснить механизм связи человека с космосом.

Атеизм – отрицание Бога.

Атман (санскритское – душа) – одно из центральных по­нятий индий­ской философии – божественная духовная сущ­ность человека.

Атом (от греч. atomos – неделимый) – у античных фило­софов Демокрита и Левкиппа – вечная, неделимая первооснова вещества. В совре­менной науке – одно из состояний материи, имеющее планетоподобную структуру.

Атрибут – неотъемлемое сущностное свойство вещи.

Ахинса (санскритское – непричинение вреда) – нравст­венный принцип индийской философии и религии: воздержание от нанесения вреда всему жи­вому.

Бадараянадревнеиндийский философ VI в. до н.э., ос­нователь ве­данты.

Базис – см.: формация.

Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) – револю­ционер, родо­начальник анархизма.

Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – философ, литературовед, лингвист, культуролог. Развивал понимание культуры как диалога.

Белинский Виссарион Григорьевич – философ, револю­ционер-демо­крат XIX в.

Белл Дэниел (род. в 1919) – американ­ский социолог, фу­туролог, один из создателей теории постин­дустриализма. В ра­боте «Грядущее постиндуст­риальное обще­ство» (1973) вводит базовые понятия новой теории.

Бергсон Анри (1859 – 1941) – французский философ, пред­ставитель философии жизни.

БердяевНиколай Александрович (1874 – 1948) – предста­витель рус­ской религиозной философии и персонализма. Основ­ные работы: «Смысл твор­чества», «Смысл истории», «Русская идея», «Самопознание».

Беркли Джорж (1685 – 1753) – представитель субъектив­ного идеа­лизма в философии Нового времени.

Бернхэм Джеймс (род. 1905) – американский социолог, автор теории мирной «менеджерской революции», в результате которой к власти придут высшие администраторы-менеджеры. Гл. работа – «Менеджерская револю­ция» (1941).

Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Изучалась З. Фрейдом и др.

Бжезинский Збигнев (род. 1928) – американский полито­лог и государ­ственный деятель, один из радикальных идеологов антикоммунизма. Считает что во второй половине ХХ в. нача­лась «технотронная эра», пришедшая на смену аграрной и про­мышленной.

Библия (от греч. biblia – книги) – священное писание иу­даистов и хри­стиан. Иудаисты признают только Ветхий Завет. Для христиан главной книгой является Новый Завет, жизнеопи­сание Иисуса Христа, написанное его учени­ками.

Блаватская Елена Петровна – религиозный философ XIX в., созда­тельница теософии (философии божественной муд­рости) – эзотерической (тайной религиозно-философской) сис­темы, в которой она попыталась соеди­нить корни всех религий, достижения древнеиндийской и современной евро­пейской фи­лософии.

Благо – то, что имеет ценность.

Богданов (псевдоним Малиновского) Александр Алек­сандрович (1873 – 1928) – философ-мар­ксист, автор тектологии, или всеобщей организационной науки – предшественницы теории управления и теории органи­зации.

Бор Нильс (1885 – 1962) – датский физик, создатель мо­дели атома, по­строенной на основе квантовой теории.

Брахманизмдревнеиндийская религия, предшествен­ница современ­ного индуизма, согласно которой мир создан Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова пре­вращается в эту первоматерию. В основных направлениях брахманизма (ми­манса, веданта, санхья, йога, вайшешика, ньяя) вероучение тесно переплета­ется с философией.

Бруно Джордано – итальянский философ-гуманист и ес­тествоиспыта­тель XVI в. Сожжен на костре за еретические про­поведи.

Будда (букв. – просветленный) – древнеиндийский принц Сиддхартха Гаутама (VI в. до н.э.), основатель буддизма.

Буддизм – религиозное учение и одно из базовых направ­лений в ин­дийской философии. Возник в VI в. до н.э. В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал назы­ваться Буддой, т.е. «просветленным». Он учил, что жизнь явля­ется страданием; источник страданий – жажда наслажде­ний, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавле­нию от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолю­том). Буддизм стал пер­вой мировой религией, получившей рас­пространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России).

Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944) – представи­тель русской религиозной философии, богослов, экономист. Ав­тор работ по теологии, эко­номическому обоснованию теории христианского социализма (кн. «Филосо­фия хозяйства») и др. Развивал идею всеединства В.С. Соловьева. Спасение России искал на пути религиозного возрождения и в этой связи все социаль­ные, национальные от­ношения и культуру видел переоцененными на религи­озных началах. Основатель софиологии – учения о Софии – божест­венной мудрости, которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными Богу.

Бытие – свойство вещи существовать, быть в наличии. Противополож­ные понятия: небытие, сознание. Одна из базовых философских категорий.

Бэкон Фрэнсис (1561 – 1626) – английский государствен­ный деятель. Представитель философии Нового времени, родо­начальник эмпиризма.

Варварство – в работах А. Фергюсона, Л. Моргана, Ф. Энгельса вторая стадия в развитии человечества (дикость – варварство – цивилизация).

Василий Великий, Кесарийский – греческий христианский теолог и фи­лософ IV в., святой.

Введенский Александр Иванович (1856 – 1925) – фило­соф и психолог, представитель кантианства в России. Ограничи­вал психологию описанием душевных явлений (интроспекцией – самонаблюдением).

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий философ и социо­лог, сторонник концепции социального действия в понимании природы общества. Внес за­метный вклад в развитие аксиологии и других областей обществознания. Не отрицая значения эконо­мики, он показал, что не меньшую роль в истории иг­рают поли­тика и культура.

Веданта (санскритское – завершение Вед) – одно из глав­ных направле­ний индийской философии. Возникла в VI в. до н.э. Основатель – Бадараяна. Главная цель – логическое (или мистическое) истолкование Вед. Согласно веданте смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Косми­ческой, Божественной душой, Абсолютом). Развивалось в рабо­тах Шанкары, Рамакришны,
Вивекананды и др.

Веды – священные книги ариев (индоевропейцев), завое­вавших Индию в XIII в. до н.э.

Венский кружок – неформальное объединение неопози­тивистов.

Верификация – в неопозитивизме экспериментальная или логическая проверка гипотезы.

Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) – ученый и философ, представитель русского кос­мизма, автор концепции ноо­сферы (сферы разума), согласно которой человечество по мере своего развития превращается из биологического сообщества в мощную био-гео-космическую силу. Огромное значение отводил роли философии, логики и методологии в исследовании в области естественных наук. Основатель генетической минера­логии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии.

Вещь-в-себе – по И. Канту, вещь, существующая для себя самой, неза­висимо от познающего субъекта, истинное, рацио­нально непознаваемое бытие вещи, ее сущность.

Виды материи – неживая природа, живая природа, социальная мате­рия (экономический базис общества).

Виндельбанд Вильгельм (1848 – 1915) – немецкий фило­соф-неокан­тианец, один из основателей аксиологии – теории ценностей. Разделял науки на генерализирующие (или номоте­тические, естественные, законополагающие) и идиографические (науки о культуре, которые стремятся понять единичные факты).

Витальный (от лат. vita – жизнь) – жизненный.

Витгенштейн Людвиг (1889 – 1951) – австрийский неопо­зитивист.

Возрождение(Ренессанс) – в европейской истории период XIV – XVI вв., когда философы и художники (Данте, Л. да Винчи и др.) делают попытку соединить христианские ценности и идеалы с возрожденными ценностями античной (древнегреческой) культуры. Характеризуется появлением свет­ского искусства и философии гуманизма, обосновывающей право человека на сво­боду и творчество. Развитие техники, ме­дицины и естествознания в трудахН. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея и других ученых заложило основы для фор­мирова­ния современной науки. Появляются первые социалисты-утопи­сты – Т. Мор, Т. Кампанелла.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) – француз­ский просве­титель XVIII в.

Воспитание – процесс систематического и целенаправ­ленного воздей­ствия на духовное и физическое развитие чело­века с целью его подготовки к профессиональной, обществен­ной и культурной деятельности.

Время – совокупность отношений, характеризующая по­следователь­ность и длительность явлений или состояний.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Ба­зовое понятие философии В.С. Соловьева.

Галилей Галилео (1564 – 1642) – итальянский философ, ма­тематик, физик, астроном, родоначальник современной (экспе­риментальной) науки.

Гармония (греч. harmonia – связь, соразмерность) – со­звучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согла­сованность частей целого.

Гартман Николай (1882 – 1950) – немецкий философ, объ­ективный идеалист. Разработал систему категорий бытия и по­знания; внес вклад в ре­шение проблем этики и теории ценно­стей.

Гаутама см.: буддизм.

Гегель Георг Фридрих Вильгельм (1770 – 1831) – вид­нейший предста­витель немецкой классической философии. Ге­гель считал, что философия имеет тот же предмет познания, что и религия – абсолют. Абсолют, т.е. Бог, есть во всем, но лишь в чистом мышлении («абсо­лютной идее») он выступает в своей истинной форме и посредством человече­ского разума по­стигает сам себя в философии. Гегель внес заметный вклад в филосо­фию истории и философию права. Сформулировал ос­новные законы диалектики.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – этическое направление в древнегреческой философии, рассматривающее радость, удовольствие как цель нравственного поведения.

Гелен Арнольд (1904 – 1976) – представитель философ­ской антропо­логии.

Гельвеций Клод Адриан (1715 – 1771) – французский просве­титель, психолог, сторонник механистического мате­риализма.

Генезис – происхождение, возникновение, развитие.

Геополитика – концепция западной политологии и соци­альной фило­софии, согласно которой политика государств оп­ределяется природно-геогра­фическими факторами. Появилась в конце XIX в. Родоначальники – Ф. Ратцель, Р. Челен.

Геоцентризм – представление о Земле как о центре мира.

Гераклит из Эфеса (535 – 470) – представитель древне­греческой на­турфилософии (философии природы). Он говорил об огне как первовеществе, из которого произошли мир в целом, отдельные предметы и души, а также о непрерывном движении и развитии, в процессе которых всякие вещи и вся­кое свойство переходили в свою противоположность. Вводит понятие «ло­гос» – закон мироздания, посредник между человеком и Космо­сом.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – истолковываю­щий) – искус­ство истолкования текстов. Начиная с XIX в. – ме­тод понимания (в отличие от объяснения) текста путем «вжива­ния» в него и в ту культурно-историческую ситуацию, в которой создан текст.

Геродот – древнегреческий историк V в. до н.э.

Герцен Александр Иванович – писатель, публицист и фи­лософ XIX в., основоположник народничества.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) – немецкий поэт и мыслитель. Взгляды на мир близки к пантеизму и гило­зоизму. Внес вклад в диалектику и другие области философии.

Гилозоизм (от греч. hyle и zoe – жизнь) – философская по­зиция, рас­сматривающая материю как живую, одушевленную. В XVIII – XIX вв. проти­востоит механистическому взгляду на мир.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, основа) – науч­ное предпо­ложение, истинность которого еще не доказана, но вполне вероятна. Доказан­ная (в серии экспериментов) гипотеза превращается в тео­рию.

Глобально-цивилизационный подход к истории– см.: цивилизация, постиндустриализм.

Глобальные проблемы современности – общеземные проблемы пре­дот­вращения мировой войны, экологическая, демографиче­ская и др. Их реше­ние возможно лишь при объединении усилий всего мирового сообщества.

Глобальный – общеземной.

Гносеология (от греч. gnosis+logos – знание+учение) – теория позна­ния.

Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ Нового времени и го­сударственный деятель. Сторонник механистиче­ского материализма. В об­ласти социальной философии разви­вал идею общественного договора.

Гольбах Поль Анри – французский просветитель XVIII в. Автор ра­боты «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» – главного произведения фран­цузского механистического материализма и атеизма.

Государственный социализм – см.: социализм государ­ственный.

Государство – система органов власти (законодательной, исполни­тельной и контрольной). Государство обладает определенными призна­ками (наличие территории, аппарата управления, законов и др.) и функциями (правоохранительная, хозяйственная и др.) Государства различают по форме государ­ственного устройства (унитарная, федеративная, конфедера­тивная), по форме правления (абсолютная монархия, сословно-представи­тельная монархия, кон­ституционная монархия, президентская республика, парламентская респуб­лика) и политическому ре­жиму (демократический, авторитарный, тотали­тарный).

Гражданское общество – общество с высоким уровнем политической культуры. Состоит из независимых от государ­ства общественных организа­ций: проф­союзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др.

Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) – исто­рик, представи­тель западников.

Григорий Богослов – греческий христианский мыслитель IV в., один из отцов церкви, поэт.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – человеко­любие, уважение к свободе личности, философское понятие, означающее право человека на свободу и творчество. Происходит от термина «humanitas» – воспитанная способность совершать добродетельные поступки, введенного философом эпохи Возрождения Салютати.

Гумилев Лев Николаевич – советский философ, сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Создал оригинальную историософскую концепцию на стыке культурно-исторического и натуралистического подходов к истории с элементами геопо­литики и космизма. В ее центре – проблема эволюции этно­сов.

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, ос­но­ватель фе­номенологической школы.

Д'Аламбер Жан Лерон – французский просветитель, ма­тематик, есте­ствоиспытатель, один из авторов Энциклопедии.

Данилевский Николай Яковлевич– ученый, философ, представитель славянофилов. Считал, что основной едини­цей истории является обособленный культурно-историче­ский тип (локальная цивилизация), который в своем развитии прохо­дит стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и ги­бели. Выделял 13 куль­турно-исторических типов. Россию отно­сил к славянскому типу. Главное про­изведение «Россия и Ев­ропа».

Данте Алигьери (1265 – 1321) – итальянский поэт и фило­соф. Предста­витель Проторенессанса – периода в развитии итальянской культуры рубежа XIII – XIV вв., когда вызревают идеи Возрождения – интерес к человеку и античной культуре.

Дао (кит. – путь) – важнейшая категория китайской фило­софии, озна­чающая высшую за­кономерность бытия (абсолют, космический разум).

Даосизм – учение о «дао», философия Лао-цзы(VI в. до н.э.). Со­гласно этому учению мир вечен и находится в непре­рывном изменении. Дао­сизм проповедовал пассивное отноше­ние человека к окружающей действи­тельности и, вместе с тем, гар­монию с миропорядком. Смысл существования человека – максимальное продление жизни (в идеале – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьян­ская община и небольшое стабильное самодостаточное государ­ство.

Движение – количественные и качественные изменения. В современ­ном материализме – атрибут, способ существования материи. Выделяют сле­дующие формы движения: механиче­ское, физическое, химическое, биологиче­ское, социальное. Движение происходит в пространстве и времени.

Дедукция – рассуждение от общего к частному, один из методов ра­ционального познания.

Дезинтеграция – распад единства, разъединение.

Деизм (лат. Deus – Бог) – учение, признающее Бога в ка­честве безлич­ной первопричины мира, развивающегося далее самостоятельно. Возникло в философии Нового времени, в XVII в. (И. Ньютон и др.). Получило развитие в философии Просвещения (Вольтер и др.). Разновидность дуализма.

Декарт Рене – французский философ, математик и естест­воиспытатель XVII в. Работал в Голландии. Родоначаль­ник ра­ционализма, видный предста­витель философии Нового времени.

Демократия (от греч. demos+kratos – народ+власть) – политический режим, при которой осуществляется правление народа или действенный контроль над осуществле­нием власти со стороны народа. Существует прямая демократия (выборы, ре­ферендум и т.п.) и представительная (парламент и др.).

Демокрит (460 – 371 до н.э.) из Абдеp – древнегреческий фило­соф, вы­сказал гипотезу о том, что мир состоит из атомов.

ДерридаЖак(1930 – 2004) – французский философ-постмо­дернист.

Дескрипцияописание, упорядоченное изложение фак­тов.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности при­родных и об­щественных явлений.

Дефиниция (от лат. definitio – ограничение) – определе­ние понятия, раскрытие понятия путем перечисления его при­знаков.

Деятельность – целесообразное преобразование окру­жающего мира.

Джайнизм – индийская религия и философия, родствен­ная буддизму.

Джемс Уильям (1842 – 1910) – американский философ, ос­нователь прагматизма.

Джефферсон Томас (1743 – 1826) – американский просве­титель, тре­тий президент США, автор Декларации независимо­сти (1776).

Дзэн-буддизм – японский вариант буддизма, возникший в VII в.

Диалектика – у Сократа означает искусство философ­ского спора. Се­годня под диалектикой понимается учение о сложности мира и развитии.

Диалог – философский спор.

Дидактика – теория обучения.

Дидро Дени – французский просветитель XVIII в., сто­ронник панте­изма и материализма.

Дикость – в работах А. Фергюсона, Л. Моргана, Ф. Энгельса первая стадия в развитии человечества (дикость – варварствоцивилизация).

Диктатура – неограниченная власть, опирающаяся на на­силие.

Дильтей Вильгельм (1833 – 1911) – немецкий философ, представитель философии жизни. Создатель теории познания наук о духе (в отличие от наук о природе). Целью философии истории и исторической науки считал герме­невтическое воссоз­дание неповторимых эпох прошлого.

Динамические (императивные) законы – законы, где одна причина необходимо порождает единственное следствие (например, законы Ньютона в физике).

Диоген из Синопа – древнегреческий философ-киник IV в. до н.э. По легенде, проповедуя аскетизм и презрение к нормам общества, жил в бочке.

Диоген Лаэртский – древнегреческий писатель III в., на­писавший исто­рию философии в 10 томах.

Дискурс – дискурсивное (логическое) мышление в проти­воположность интуитивному познанию путем созерцания.

Достоевский Федор Михайлович – русский религиозный философ XIX в., писатель, родоначальник социально-психоло­гического романа, предшест­венник экзистенциализма. Считал, что добро и зло в обществе зависят не от культуры или государ­ственного устройства, а от самого человека, что любой человек в состоянии вырваться из окружающих его социальных обстоя­тельств и волен сам определять свои нравственные позиции, а значит, и поступки.

Древнегреческая философия – начала формиро­ваться в VII в. до н.э. В VI в. до н. э. существовало несколько школ натурфи­лософии, или фило­софии природы (милетская, элейская и др.), занимавшихся вопросами космо­логии и онтологии, в частности, поисками субстанции (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.). В V – IV вв. до н.э. Сократ сосредоточил внимание на антро­поло­гических и нравственных проблемах. Считал необ­ходимым отыскивать истину в диалоге с со­бесед­ником. Сократ открывает классический период развития античной фило­софии, который продолжили Платон и Аристотель. По Платону (V – IV вв. до н.э.) кроме конкретных вещей сущест­вуют нематериальные сверхчувственные идеи (эйдосы). Мир вещей есть лишь отражение мира идей. Большое внимание Платон уделял созда­нию образа идеального государства. Вершиной древнегреческой философии явля­ется учение Аристотеля (IV в. до н.э.), объеди­нившее предшествующий опыт философствования и зачатки научных знаний. Аристотелю принадлежит мно­жество трудов по разным отраслям знаний. Наиболь­шее значе­ние имеет учение о категориях и формах мыш­ления (ло­гика).

Древнеиндийская философия – в Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. Ин­дийская философия возникла в VI в. до н.э. В целом для нее характерны идеализм, религиозность, космоцентризм, со­зерцательность. Основные направления: веданта, буддизм.

Древнекитайская философия – возникла в VI в. до н.э. Включает в себя ряд религиозно-философских школ (даосизм, конфуцианство и др.). По мнению китайс­ких мыслителей, все изменения в мире являются резуль­татом взаимодействия двух начал – ян и инь – светлого и темного, мужского и жен­ского. Важнейшая категория китайской философии «дао» – путь, за­кон миро­здания.

Древнерусская цивилизация– высокоразвитое сообще­ство восточно­славянских и некоторых других народов в Средние века. Как правило, ее фор­мирование связывают с образованием в IX в. единого государства – Киевской Руси. Некоторые ав­торы называют более ранние даты (V в., I в. и др.). На­следницей древнерусской является российская цивилизация.

Дуализм (от лат. duo – два) – разновидность плюрализма, признающая одновременно материальную и духовную субстан­ции (т.е. два основания мира). Характерен для философии Р. Декарта, И. Канта и др.

Дух – невещественное, нематериальное начало. В чело­веке – божест­венное начало. Противоположное понятие – ма­терия.

Духовная сфераобщественной жизни– см.: культура.

Душа – невещественное, нематериальное начало. В боль­шинстве опре­делений душа, в отличие от безличного духа, кон­кретна, персонифицирована (например, душа конкретного чело­века).

Дьюи Джон (1859 – 1952) – родоначальник американского инструмен­тализма.

Дюринг Евгений (1833 – 1921) – немецкий философ-мате­риалист.

Ересь – течение, отклоняющееся от официального цер­ковного веро­учения. Может превратиться в секту – самостоя­тельную религиозную группу, отколовшуюся от церкви или дать основу новой религии.

Жильсон Анри (1884 – 1978) – французский религиозный философ-не­отомист.

Закон – повторяющаяся, необходимая, существенная (или сущност­ная) связь явлений. Среди законов, с которыми имеет дело философия, важ­нейшими являются законы диалектики.

Закон достаточного основания – общий логический принцип, со­гласно которому положение считается истинным, если приведено достаточное основание его истинности. В со­ставе достаточного основания должны быть заведомо истинные суждения.

Закон единства и борьбы противоположностей – закон диалектики, который раскрывает источник развития. Каждая вещь в природе и обществе «раздвоена» на противоположности, которые взаимно предполагают и одно­временно ограничивают друг друга. Такое противоречие между противопо­ложностями может перерасти во внутренний конфликт, который разрешается исчезновением одной или обеих противоположностей, приво­дящим к измене­нию качества вещи (или ее уничтожению).

Закон отрицания отрицания – закон диалектики, кото­рый выражает направленность развития. Действие этого закона распадается на три стадии: тезис, антитезис, синтез. Последняя стадия представляет частичный возврат к тезису, с сохранением ряда качеств, присущих антитезису.

Закон перехода количества в качество – закон диалек­тики, который раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой. Количе­ство – это определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с дру­гими предметами. Каче­ство выражает своеобразие предмета. При накоплении количе­ственных изменений выше определенной меры происходит ка­чествен­ный (революционный) скачок в развитии.

Западники – представители направления русской фило­софии и обще­ственной мысли сер. XIX в. (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, и др.). Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противо­стояли славянофилам. Впо­следствии взгляды западников легли в основу идео­логии партии кадетов.

Заратустра(ориентировочно X – VI вв. до н.э.) – пророк и создатель древнеиранской религии – зороастризма.

Земский собор – в XVI – XVII вв. высший законосовещательный орган в России. На соборах были представлены все сословия, за исклю­чением крепостных.

Земства – выборные органы самоуправления (земские со­брания, зем­ские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвеще­нием, здравоохранением, строительст­вом дорог и т.д. Упразднены в 1918 г.

Зенон Элейский – древнегреческий философ V в. до н.э.

Знак – предмет, упрощенный образ или сигнал, в про­цессе общения замещающий другой предмет.

Золотое правило этики – общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие по­ступали с вами, поступайте и вы с ними». Философское обосно­вание и более жесткую формулировку ему дал И. Кант.

Ибн Рушд – см.: Аверроэс.

Ибн Сина – см.: Авиценна.

Ибн-Хальдун Абдаррахман Абу Зейд (1332 – 1406) – араб­ский госу­дарственный деятель, историк. В философии – после­дователь Аверроэса и один из родоначальников филосо­фии ис­тории. Гл. работы: «Всемирная исто­рия» и «Введение в филосо­фию истории».

Идеал (франц. ideal) – образец, высшая цель стремлений.

Идеализмфилософская позиция, признающая первоос­новой мира и бытия сознание, дух, идею или Бога. Противопо­ложен материализму.

Идеология – в широком смысле – «верхний», профессио­нальный, ор­ганизованный уровень культуры (духовной жизни), включающий науку, рели­гию и другие виды систематизирован­ных мировоззренческих представлений и теоретических знаний, в отличие от обыденного сознания. В узком смысле – теории (прежде всего политические), выражающие интересы класса или дру­гой большой социальной группы (буржуазная идеология и т.п.).

Илларион (XI в.) – первый русский митрополит (глава Русской Право­славной Церкви), автор одного из первых отечественных философских трудов – «Слова о Законе и Благодати». В нем автор рассуждает о соотношении язы­чества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.

Ильин Иван Александрович (1882 – 1954) – русский рели­гиозный фи­лософ, теоретик государства и права, представитель русского неогегельянства.

Имманентный – пребывающий внутри, базирующийся на собствен­ных предпосылках; у И. Канта – противоположный трансцендентному.

Императив– повеление, общеобязательное правило.

Империализм – монополистический капитализм. Модель индустри­ального общества, оформившаяся в конце XIX в. в США и Европе. Характери­зуется отходом от рыночных принци­пов (конкуренция и др.), господством монополий. Термин вво­дит английский либеральный эконо­мист Джон Гобсон. В книге «Империализм» (1902 г.) он показал пря­мую связь милитаризма и агрессивной внешней политики с ко­рыстными интере­сами финансовой олигархии. Д. Гобсон призывал к политике перераспределения доходов монополий в пользу бедных слоев населения. Теорию империализма активно развивали марксисты – К. Каутский, Э. Бернштейн и др. По В.И. Ленину, империализм – высшая стадия развития капитализма, канун социалистической революции.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленно­сти явлений.

Индивид – см.: человек.

Индивидуальность – см.: человек.

Индивидуум – см.: человек.

Индукция – метод познания, рассуждение от единичных фактов к обобщениям.

Индустриализация – создание крупного машинного про­изводства.

Индустриальное общество(индустриальная цивилиза­ция)в теории постиндустриализма один из типов общества (первобытное, традиционное, индустриальное, постиндустри­альное). Синонимы – современное, техногенное общество.

Инструментализм – 1) подход к проявлениям духовной жизни (нрав­ственность, познание и др.) как инструментам при­способления к внешним условиям жизни; 2) название филосо­фии Д. Дьюи. См. также: прагматизм.

Интеграция – объединение или восстановление единства.

Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок) – разум, спо­собность мыс­лить.

Интенция (лат. intentio – стремление) – направленность мысли на ка­кой-либо предмет.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – усвое­ние человеком социальных ценностей.

Интерпретация – объяснение, истолкование.

Интолерантность – нетерпимость.

Интуиция – форма иррационального познания, способ­ность непосред­ственного постижения истины, умение «схваты­вать» сущность вещей без по­средства логических рассуждений.

Информационное общество– см.: постиндустриальное общество.

Информация (лат. informatio – ознакомление, разъясне­ние, понятие) – сообщение, сведения. В узком смысле – сообщение или управленческий сигнал, снимающий (или уменьшающий) неопределенность у получателя. Не­определен­ность возникает, когда из-за неполноты информации приходится делать выбор из двух или большего числа вариантов решений. Инфор­мация обладает такими параметрами, как количество, полез­ность, содержание и др.

Иррационализм – отрицание возможности неограничен­ного рацио­нального познания.

Иррациональное познание – вид познания, основанный не на чувст­вах (ощущениях) или логике, а на мистическом про­зрении или интуитивных догадках.

Искусствоформа общественного сознания, возникшая в первобыт­ном обществе и нацеленная на освоение мира в художе­ственных образах. Ос­новные виды искусства: литера­тура, изобразительное искусство, музыка, та­нец, театр, кино.

Ислам (арабское – покорность) – третья (после буддизма и христиан­ства) мировая религия, возникшая у арабов в VII в. н.э. Исламская космология похожа на биб­лейскую. Ислам отличает строгий монотеизм (едино­божие). В мусульманстве компромиссно сочетались учение о божественном пре­допреде­ле­нии и о допущении известной свободы действий че­ловека, что соз­давало благоприятные возможности для развития исламской философии.

Исламская философия – возникает в Средние века на арабском Вос­токе. Основным содержанием философских споров была борь­ба последовате­лей учения Аристотеля, старавшихся соединить его идеи с канонами ислама и сто­ронников ортодок­сального ислама. Были положены начала рациональной тео­ло­гии, развивались идеи пантеизма, де­изма, атомарного строения материи и др. Исламские филосо­фия и естествознание (работы Авиценны, Аверрооэса и др.) оказали зна­чительное влияние на европей­скую и мировую культуру.

Истинаадекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Историософияфилософия истории. В XIX в. этим тер­мином обозна­чали философию истории Гегеля.

Йога – в Индии религиозная практика, система упражне­ний, которые позволяют достигнуть состояния «самадхи» (со­средоточения). В сочетании с безгрешной жизнью дает шанс познать истину, прервать цепь новых рождений на Земле и по­сле смерти соединиться с космическим божественным началом.

Кавелин Константин Дмитриевич – философ-западник, историк, пра­вовед.

Кампанелла Томмазо (1568 – 1639) – итальянский фило­соф эпохи Возрождения, поэт, политический деятель, монах. В уто­пии «Город солнца» рисует картину совершенного общества, в котором управляют священники-философы, нет собственно­сти, а идеалом является труд.

Камю Альбер (1913 – 1960) – французский философ-экзи­стенциалист.

Кант Иммануил (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии XVIII в. Ставил задачу критического ана­лиза познавательных спо­собностей человека. Считал, что теоретический разум способен постичь явле­ние, но не сущность (вещь-в-себе). Большое внимание уделял вопросам нрав­ствен­ности.

Карма – в индийской философии космический закон воз­даяния за грехи и праведные дела. В зависимости от кармы че­ловек после смерти, в сле­дующей жизни, возрождается либо на более низкой, либо на более высокой социальной ступени общества. Грешная жизнь чревата превращением в жи­вотное.

Карсавин Лев Платонович (1882 – 1952) – русский религи­озный фило­соф, историк. В онтологии синтезировал взгляды отцов церкви и В.С. Соловьева. Работы по гносеологии, антро­пологии, философии истории.

Картезианство – философия Р. Декарта и его последователей.

КастельсМануэль (род. в 1942) – испанский социолог. Считается од­ним из крупнейших социологов современности, специализирующимся в об­ласти теории постиндустриального общества. С 1979 г. — профессор Кали­форнийского универси­тета в Беркли, США. Читал лекции в крупнейших уни­верситетах мира. Неоднократно посещал СССР и Россию.

Категории – наиболее фундаментальные понятия фило­софии.

Категории диалектикипонятия, в которых осмыслива­ются универ­сальные связи бытия, как правило, группируются по парам. Наиболее важ­ными из них можно считать следующие: явление и сущность, содержание и форма, часть и целое.

Качество – одно из важных, необходимых свойств пред­мета.

Квант (от лат. quantum – сколько) – численно определен­ная величина: количество, вес, масса.

Квантовая теория – в физике современная теория микро­частиц. Ос­новы заложены М. Планком в 1900 г., утверждавшим, что атомы испускают энергию квантами (порциями). При этом атом описывается и как частица (корпускула), и как волна.

Кейнс Джон Мейнард (1883 – 1946) – английский эконо­мист, автор теории государственного регулирования рыночной экономики. Гл. работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Кибернетика – наука об ЭВМ и самоуправляющихся ме­ханизмах. Термин предложен американ­ским ученым Н. Винером в 1948 г. в ра­боте «Киберне­тика, или Управление и связь в животном и машине». Н. Винер показывает, что мозг действует аналогично ЭВМ с двоичной системой исчис­ления.

Киники (циники) – школа Антисфена в древнегреческой философии. Проповедовали умеренность в образе жизни, труд для удовлетворения самых простых потребностей, аскетизм, презрение к общественным нормам.

Киреевский Иван Васильевич – философ-славянофил.

Классика – образцовые, общепризнанные достижения.

Классы – большие, относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие экономические, политические, соци­альные и духовные инте­ресы, ценности и нормы поведения, а также права и обязанности (как правило, закрепленные в зако­нах), отражающие их роль в общественном разделении труда. Марксизм выделяет следующие классы: рабы, рабовладельцы, кресть­яне, феодалы, рабочие, капиталисты. В современной за­падной социологии наряду с этим принято и иное разделение общества на высший (по уровню доходов и социальному поло­жению), средний и низший классы.

Количество – совокупность изменений, которые не ме­няют качество предмета.

Коммунизм – теория построения бесклассового обще­ства, экономика которого основана не на частной, а на общена­родной собственности. См.: мар­ксизм, социализм.

Компаративный – сравнительный.

Конвенционализм (от лат. conventio – соглашение) – по­нятие в фило­софии науки, означающее, что базовые категории науки (аксиомы, принципы) – не объективная истина, а резуль­тат негласного соглашения ученых.

Кондорсе Мари Жан Антуан – французский просвети­тель XVIII в.

Кондратьев Николай Дмитриевич – русский и советский экономист. В 1920-е годы разрабатывал научную концепцию регулируемого рынка. Считал, что при планировании надо учи­тывать многолетние (48-55 лет) колебания ми­ровой экономи­ческой конъюнктуры – длинные волны.

Консервативные партии – в XIX – XXI вв. на Западе, как правило, выражают интересы крупной промышленной и финан­совой буржуазии.

Консерватизм (от лат. conservo – сохранять) – 1) приверженность об­щественного сознания сложившимся установкам и ценностям, неприятие но­вого; 2) совокупность политических теорий, ориентирующихся на сохранение и поддержание основ исторически сложившихся форм государственной и об­ществен­ной жизни; 3) общественно-политическое течение, движение. Консер­ватизм выступает альтернативой социализму и либера­лизму и усиливается в периоды резких социальных изменений, имеющих революционный характер.

Конт Огюст (1798 – 1857) – французский философ, родо­на­чальник по­зитивизма и социологии.

Континуум – непрерывная совокупность.

Конфедерация – устойчивое объединение независимых государств (Швейцария и др.).

Конфуцианство – философия, основанная Конфуцием в VI в. до н.э. В центре его учения – человек, понимаемый как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось боль­шой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмыс­ливаются Конфуцием в социально-эти­ческой плоскости. Кон­фуцианство сыграло большую роль в формировании образа че­стного, грамотного и спра­ведливого чиновника, что способство­вало прочности государственно-импер­ских традиций в Китае.

Конфуций (Кун-цзы, 552 – 479 до н.э.) – древнекитайский фи­лософ, основатель конфуцианства.

Концепция – синоним понятия «теория» или шире – оп­ределенный способ понимания какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на него.

Кооперация – добровольное объединение для ведения со­вместной хо­зяйственной деятельности. Типы кооперации: про­изводственная и непроизвод­ственная (потребительская, кредит­ная, снабженческо-сбытовая). Виды произ­водственной коопера­ции: промысловая и сельскохозяйственная. Формы сель­скохозяйственной кооперации в России и СССР: ТОЗ (товарищество по совме­стной обработке земли), артель (колхоз), коммуна.

Коперник Николай (1473 – 1543) – польский философ, ас­троном, ме­дик эпохи Возрождения. Показал ошибочность гео­центризма и предложил гелиоцентрическую картину мира (где в цетнре мира находится Солнце).

Коран – главная священная книга в исламе.

Космизм – направление в философии, целью которого яв­ляется выяс­нение места человека в космосе и их взаимовлияния.

Космополитизм (от греч. kosmopolitēs – гражданин мира) – идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и нацио­нальный суверенитет.

Космос – вселенная; в философии Пифагора – упорядо­ченный мир, в противоположность хаосу.

Космоцентризм – постановка в центр философии Кос­моса, понимае­мого как мир в целом (вселенная), как духовный мир или как Абсолют.

Креативность(от лат. creare – создавать) – способность к творчеству.

Креационизм– религиозное учение о сотворении мира Богом из ни­чего.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921) – революцио­нер, писатель, теоретик анархизма.

Кузанский Николай (1401 – 1464) – философ эпохи Воз­рождения. Внес вклад в разработку диалектики. На основе ос­мысления бесконечности и других математических понятий он открывает принцип совпадения противо­положно­стей – макси­мума и минимума.

Культ (лат. cultus – почитание) – религиозная практика – богослужение и другие обряды. В переносном смысле – фана­тичное почитание чего-то или кого-то.

Культура (лат. cultura – обработка, возделывание, воспи­тание, почита­ние) – в широком смысле слова все, что создано человечеством. В более узком смысле – система ценностей. В наиболее узком смысле – духовная жизнь, духовная сфера об­щества, в отличие от экономической, политической и соци­аль­ной сфер. Большинство современных отечественных философов и культу­рологов трактуют культуру как специфически челове­ческий способ деятель­ности (технологию деятельности, образ жизни), а иные определения (их сего­дня насчитывается не­сколько сот) рассматривают как дополнительные.

Культурно-исторический подход к истории – см.: ло­кальные цивили­зации.

Кун Томас (р. 1922) – философ-постпозитивист, автор книги «Струк­тура научных революций». Ввел понятие «парадигма».

Кьеркегор Серен (1813 – 1855) – датский религиозный фи­лософ. Взгляды близки к философии жизни. Для него харак­терно пессимистическое мировосприятие и призыв к сосредото­чению философии на подлинном чело­веческом существовании – экзи­стенции.

Лавров Петр Лаврович (1823—1900) – философ, публи­цист, теоретик народничества.

Лакруа Жан – французский философ-персоналист.

Ламарк Жан (1744 – 1829) – французский ученый, основа­тель биоло­гии и теории происхождения видов.

Лао-цзы(кит., букв. – старый учитель) – почетное имя древнекитай­ского философа VI в. до н.э. (род. в 604 г.) Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), осно­вателя даосизма.

Леви-Стросс Клод (р. 1908) – французский антрополог, этнограф, культуролог ХХ в., теоретик структурализма.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий фило­соф и ученый. Ввел понятие «оптимизм» – представление о мире как созданном Бо­гом наилуч­шем из возможных миров. Автор монадологии – учения о монадах – мыслящих сущностях, высшая из которых – Бог.

Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924) – русский и совет­ский политиче­ский деятель. Его перу принадлежит ряд глубоких произведений в области гносеологии и социальной философии, по теории империализма, теории рево­люции и др. Он – автор оригинальной «теории отражения» и концепции по­строения социализма в одной стране. Известна полемика В.И. Ленина с А.А. Богдановым и другими сторонниками позитивизма (книга «Материализм и эмпириокритицизм», 1909).

Либерализм(от лат. liberalis – касающийся свободы, сво­бодный) – об­щественно-политическое течение, движение, объе­диняющее сторонников пар­ламентского строя, свобод, предпри­нимательства. В XIX – XXI вв. либераль­ные партии на Западе, как правило, выражают интересы средней и мелкой буржуазии.

Лингвистическая философия – одно из направлений неопозитивизма, изучавшее естественный язык.

Лиотар Жан-Франсуа (р. 1924) – философ-постмодер­нист.

Личность (персона – от лат. persona – маска, роль актера) – свободный, самостоятельно мыслящий и действующий чело­век.

Логика – учение о способах доказательств и опроверже­ний. Ее целью является выработка таких способов рассуждений, которые от истинных суж­дений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Основателем классической логики счи­тается древнегреческий философ Аристотель. Обяза­тельное присутствие логики отличает науку и философию от других форм общественного сознания.

Логос (греч. logos) – в древнегреческой философии пер­воначально – мысль, понятие, идея, разум, смысл, мировой за­кон. У Гераклита – мировой разум, возвышающийся над бо­гами. В поздней античной философии – разум, слово Бога, соз­давшее мир и управляющее им; посредник между Богом и ми­ром. В христианстве этот посредник персонифицируется в об­разе Христа.

Локальные цивилизации (от лат. locus – место, localis – ме­стный, ре­гиональный) – устойчивые культурно-исторические сообщества, включающие одно крупное или несколько госу­дарств: Китай, Западная Европа, Россия и др. Обоснован в рабо­тах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера.Наибольшее развитие по­нятие локальной цивилизации получило в теории А. Тойнби, выделявшего в мировой истории 13 основных и ряд других ци­вилизаций. См. также: цивили­зация.

Локаята (санскр. – направленный только на этот мир) – древнеиндий­ская философская школа, проповедовавшая мате­риализм, атеизм и гедонизм.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ и педа­гог. Сторонник эмпиризма. Называл сознание ребенка «чистым лис­том» – tabula rasa, на кото­ром лишь с накоплением опыта появ­ляются идеи.

Ломброзо Чезаре (1836 – 1910) – итальянский медик, родо­начальник криминологии – науки о преступности. Автор идеи о том, что некоторые люди от рождения предрасположены к пре­ступлениям.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский уче­ный и фи­лософ-просветитель. В философских взглядах тя­готел к механическому мате­риализму и деизму.

Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988) – философ и фи­лолог. Взгляды близки русской религиозной философии. Одно из главных произведе­ний – семитомная «История античной эсте­тики» (1963 – 1980).

Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский религиозный философ, аксиолог, автор «Истории русской фило­софии».

Лукреций Кар – древнеримский философ-атомист I в. до н.э.

Лютер Мартин (1483 – 1546) – немецкий монах и фило­соф, родона­чальник Реформации.

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский поли­тический дея­тель и историк. В трактате «Государь» разрабаты­вает правила политического поведения, часто расходящиеся с нормами морали. Отсюда термин «макиавел­лизм», употребляемый для опреде­ления беспринципной политики.

Макрокосм – Вселенная, универсум, мир в целом.

Максима (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли.

Мануфактура – предприятие, где использовались ремес­ленная техника и ручной труд. Появилась в XVI в.

Маритен Жак (1882 – 1973) – французский не­отомист.

Марк Аврелий (121 – 180) – римский император и фило­соф, предста­витель стоицизма.

Маркс Карл (1818 – 1883) – немецкий философ. Родона­чальник мар­ксизма.

Марксизм – философское, экономическое, социально-по­литическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диалек­тику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха и применили диалектико-материалистический ме­тод к познанию общественных явлений (материалистическое понимание истории). Направле­ние исследований общества, ос­нованное на концепции смены общественно-экономических формаций и выделения в этом процессе классовой борьбы как источника исторического движения. Выяснение всемирно-исто­рической роли пролетариата как создателя нового общества, ис­следование общих закономер­ностей, путей и форм классовой борьбы привело К. Маркса и Ф. Энгельса к созданию научного социализма (коммунизма) – теории построения бесклассо­вого общества, экономика которого основана не на частной, а на об­щенарод­ной собственности.

Марсель Габриель (1889 – 1973) – французский философ, представи­тель христианского экзистенциализма.

Материализм – философское направление, признающее первичность материи перед сознанием.

Материя (лат. materia – вещество) – в домарксистской философии по­нятие, обозначающее вещество или (реже) суб­станцию, отличную от духа. В марксизме – первооснова бытия, базовое понятие; по определению В.И. Ленина – фило­софская категория для обозначения объективной реально­сти, которая дана человеку в ощущениях.

Махизм– см.:эмпириокритицизм.

Ментальность – образ мышления, общая духовная на­строенность че­ловека, группы.

Местр Жозеф Мари де (1753 – 1821) – французский поли­тический дея­тель и философ. Один из родоначальников консер­ватизма.

Метафизика (от греч. meti ta physika – то, что за физиче­ским) – назва­ние сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы, т.е. философия в собственном смысле. Часто рас­сматривается как синоним онто­логии.

Метод (греч. methodos, букв. – путь к цели) – целе­направленная упоря­доченная деятельность, способ достижения цели.

Методология – учение о методах.

Методы научного познания – способы постижения ис­тины в науке. Выделяют три группы методов: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент, описание) и теоретиче­ские (абстрагирование, формализация, аксиоматиза­ция).

Механицизм – признание механического движения в ка­честве единст­венного объективного основания всех форм бы­тия.

Мировоззрение – обобщенная картина мира; система принципов, взглядов, ценностей и убеждений, определяющих отношение к действитель­ности, общее понимание мира, про­граммы действий людей. Различают миро­воззрение личности, социальной группы и общества в целом. Типы мировоз­зрения: обыденное, религиозное (мифологическое), философское и на­учное.