Постиндустриальное
Индустриальное
Традиционное
(доиндустриальное, аграрное, космогенное, цивилизация Первой волны)
(современное, техногенное, цивилизация Второй волны)
(информационное, антропогенное, супериндустриальное,
цивилизация Третьей волны)
Глобально-цивилизационный подход, как и формационный, является одной из попыток объяснения мировых процессов. В то же время путь каждого народа и государства уникален. На этом основан локально-цивилизационный подход к истории. В конце XIX в. русский ученый Н.Я. Данилевский подверг критике идею европейских просветителей и марксистов о единстве и поэтапном развитии человечества. Он считал, что основной реальной и самостоятельной единицей истории является обособленный культурно-исторический тип (локальная цивилизация), который в своем развитии проходит стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и гибели. «Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях», – писал Данилевский в книге «Россия и Европа»[16]. Всего в истории получили развитие 11 «одноосновных» культурно-исторических типов (основой которых являлся преимущественно один вид деятельности – религиозный, культурный, политический или социально-экономический): египетский, иранский, индийский, китайский, греческий и др. Наиболее мощным, но уже исчерпавшим свои возможности в конце XIX в. является «двухосновный» романо-германский (западноевропейский) тип, добившийся успехов в экономике и искусстве. Формирующийся славянский тип (с центром в России), по мнению Данилевского, сможет гармонически сочетать все четыре основные вида деятельности.
Локально-цивилизационный подход к истории и культуре, характерный для Н.Я. Данилевского, в Европе получил распространение в связи с выходом в 1916 г. книги немецкого философа О. Шпенглера «Закат Европы», в которой утверждалось, что всякая локальная культура в процессе развития вырождается в цивилизацию, теряя свой творческий потенциал и превращаясь в чисто механическую систему с окостеневшим интеллектом, не способным на дальнейшее развитие. Каждая культура существует автономно. Всего Шпенглер их насчитывал 8. «Закат» Европы заключается в переходе западной культуры в стадию цивилизации. Этот процесс должен завершиться ее духовной смертью. В то же время с ХIХ в. происходит формирование новой, русско-сибирской культуры. Классическую разработку локального подхода осуществил в середине ХХ в. английский философ А. Тойнби, описавший 13 локальных цивилизаций.
Рассмотрим основные проблемы развития внешнеполитической, экономической, социальной, политической и духовной сфер в современном обществе.Интенсивное развитие науки, промышленности и сельского хозяйства в ХХ в. резко увеличило антропогенное воздействие на природу и ускорило темп жизни, что привело к появлению глобальных проблем современности.Самая острая из них – проблема войны и мира. Сегодня накоплено такое количество оружия массового поражения, что человечество можно уничтожить десятки раз. Однако если третью мировую войну до сих пор удается предотвратить, то демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая и другие глобальные проблемы – это повседневная реальность.
Глобальные проблемы порождены не только НТР, но и глобализацией противоречий индустриального развития. В индустриальном обществе существуют серьезные противоречия (между трудом и капиталом, личностью и государством, человеком и природой и др.), которые периодически вызывают кризисные ситуации. Ученые, философы, общественные деятели давно предсказывали возможность общего кризиса индустриальной цивилизации и пытались определить пути выхода из этого кризиса. Отражением таких поисков стал ряд социалистических теорий, возникших в ХIХ в., развитых и частично реализовавшихся в ХХ в. Однако большинство социалистических преобразований (в СССР и других странах) были ориентированы на оптимизацию общества в рамках индустриальной цивилизации. Ее развитие в ХХ в., особенно в условиях НТР, породило столь серьезные проблемы, что сегодня можно говорить о глобальном кризисе современного общества и о необходимости перехода к принципиально новому типу цивилизации. Общественная, философская и научная мысль сегодня пытаются определить возможные пути выхода из этого кризиса.
Интересны исследования Римского клуба, неформального объединения ученых 30 стран, созданного в 1968 г. для изучения глобальных проблем современности. С помощью математического моделирования и других методик они пытались «просчитать» возможные варианты развития человечества. Участники исследований поделились на два направления. Д. Медоус и Дж. Форрестер (США) заняли позицию пессимизма по отношению к нынешней цивилизации. А. Тоффлер (США), Э. Пестель (ФРГ) полагали, что можно изменить ситуацию в мире с помощью «оптимизации» развития.
В представленном Римскому клубу в 1972 г. докладе группы Дж. Форрестера и Д. Медоуса «Пределы роста» было показано, что относительно высокий уровень благополучия, достигнутый к 1970-м годам развитыми странами – иллюзия, а дальнейшая ориентация на безграничное производство и потребление приведет к глобальной катастрофе. Для ее предотвращения необходим переход от роста к глобальному равновесию, в частности, стабилизация численности населения планеты, сокращение потребления ресурсов и др.
Важная роль в выходе из кризиса цивилизации в разработках Римского клуба отводится культуре. Она заключается в перевоспитании, переориентации людей. Президент клуба А. Печчеив книге «Человеческие качества»[17] показывает, что человек должен осознать свои возможности и место в мире, сократить потребности до разумного минимума и целью считать не рост своей власти или потребления, а гармоничное развитие. Иначе – углубление кризиса и мировая катастрофа. Современный, новый гуманизм, по мнению А. Печчеи, должен означать ориентацию человека и человечества не столько на рост своего могущества и преобразование мира, сколько на сохранение и оптимизацию (улучшение), гармонизацию жизни. Принципами современного гуманизма должны стать: 1) понимание глобальности, 2) стремление к справедливости и 3) отвращение к насилию. Названные идеи легли в основу разработки концепции общества устойчивого развития, цель которой – создать реалистическую модель общества, стремящегося к снижению остроты социальных противоречий в национальном и мировом масштабе, способного решать глобальные проблемы современности, обеспечивающего достойное существование гражданам любого государства, справедливое распределение материальных и духовных благ и не нарушающего экологическое равновесие. С 1992 г. проводятся конференции ООН по устойчивому развитию. В России и других странах разрабатываются национальные программы устойчивого развития. Существуют и более оптимистические сценарии будущего, например, разрабатываемые в рамках концепции постиндустриализма.
Актуальными геополитическими задачами современной России можно считать следующие: борьбу за новый, более справедливый мировой экономический порядок и многополярный мир, освоение Севера и Сибири (особенно – Забайкалья, где проживает всего 10 млн чел.), а также переориентацию на постиндустриальный тип развития. Последняя даст России возможность реальной конкуренции с Западом и активно развивающимся Китаем.
Экономика (греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства) – сфера хозяйственной жизни, материального производства. При ее анализе, как правило, рассматриваются степень развития производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характерпроизводственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления). К основным функциям экономики можно отнести: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-огранизаторскую функцию, прогностическую, воспитательную и др. Интегральными показателями развития современной экономики считаются: ВВП(валовой внутренний продукт), темпы его роста и его среднее распределение на душу населения. Последний параметр лежит в основе определения уровня жизни и качества жизни.
Нынешняя экономическая ситуация в России достаточно сложна. Экономические реформы конца ХХ в. привели к масштабному перераспределению собственности, формированию новой структуры экономики и экономической элиты. К позитивным итогам реформ можно с рядом оговорок отнести переход к многоукладности и появление конкурентной среды. Однако криминализация экономики, падение роста производства и другие отрицательные последствия этих преобразований пока явно превалируют над позитивом. По различным оценкам за годы реформ экономический потенциал России сократился примерно наполовину. Наметившаяся в начале 2000-х гг. стабилизация на «нефтедолларах» вряд ли может служить надежным основанием для полноценного экономического подъема. Объем производства ВВП на душу населения в РФ примерно в три раза меньше, чем в развитых странах. По уровню и качеству жизни Россия находится в шестом десятке стран мира. В то же время у России есть мощный ресурсный потенциал. Сегодня как никогда Россия нуждается в выработке продуманной экономической стратегии, а задача экономической науки, государства и общества заключается в нахождении оптимального сочетания государственной, частной и ассоциированных форм собственности, плановых и рыночных начал, определении приоритетных областей опережающего развития, с учетом требований НТР, национальной безопасности и геополитических реалий.
Социальная сфера (от лат. societas – общество) – область «воспроизводства» человека и социальных групп. Как правило, к ней относят: семейные и досугово-бытовые отношения, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения (и других видов социальной поддержки), а также существующую в обществе систему классов, этносов и других социальных групп.
Классы – большие, относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие экономические, политические, социальные и духовные интересы, ценности, а также права и обязанности (как правило, закрепленные в законах), отражающие их роль в общественном разделении труда. Марксистская социологическая теория выделяет следующие классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне, феодалы, рабочие, капиталисты. В современной западной социологии наряду с этим принято и иное разделение общества – на высший (по уровню доходов и социальному положению), средний и низший классы (страты). Классы состоят из профессиональных и иных социальных слоев (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия). Существуют также самостоятельные социальные слои, например, интеллигенция.
Тенденции изменения социальной структуры в ближайшем будущем определились уже сегодня: в экономически развитых странах 3-5% населения заняты в сельском хозяйстве, около 10-12% – в промышленности, остальные – в духовной и социальной сферах. В постиндустриальном обществе прогнозируется все большая открытость: человеку будет все легче менять профессию или переходить из одной страты (социального слоя) в другую[18].
Этнос – народ. Как правило, в истории выделяют следующие формы этносов: род, племя, союз племен, народность, нация. Для рода и племени характерна кровнородственная связь, для союза племен – кровнородственная связь плюс политическая и культурная общность. Для народности основой является единство территории, языка и культурно-психологического склада. Для нации – единство территории, языка, культуры и экономики (наличие национального – общегосударственного – рынка и разделение труда межу регионами).
Серьезные проблемы для социальной устойчивости общества создают конфликты на этнической почве. Но, пожалуй, главным дестабилизирующим фактором сегодня является размытость и слабость среднего класса. В свое время СССР добился внушительных успехов в социальной сфере, особенно в области здравоохранения и образования. Однако советская медицина и школа не смогли перестроиться под условия НТР, и сегодня такая перестройка является одной из актуальных задач России.
Политика – система управления, в более узком смысле слова – борьба за государственную власть и ее осуществление. Субъектами политики выступают личности, государственные органы и общественные организации – партии, профсоюзы и др. При анализе государства особое внимание уделяется причинам его возникновения и сущности. Можно выделить пять основных точек зрения на эту проблему: 1) теократическая (государство возникло по воле Бога); 2) патриархальная (государство – большая семья); 3) договорная (согласно теории общественного договора государство возникает по добровольному соглашению людей, объединяющихся для совместной жизни и деятельности); 4) психологическая (государство создают люди, склонные к управлению); 5) социально-экономическая (в марксизме государство – это аппарат защиты интересов господствующего класса и эксплуатации).
Государство обладает определенными признаками (наличие территории, аппарата управления, законов и др.) и функциями (правоохранительная, хозяйственная и др.). Государства различают по форме государственного устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная), по форме правления (абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика) и политическому режиму (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Демократия (от греч. demos – народ, kratos – власть) – 1) форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни; 2) форма политического режима, при которой осуществляется правление народа или действенный контроль над осуществлением власти со стороны народа. Существует прямая демократия (прямое волеизъявление народа – выборы, референдумы и т.п.) и представительная – через подконтрольные обществу органы власти и участие в них представителей народа.
Авторитаризм (автократия) – единовластие – индивидуальная или групповая диктатура (неограниченная власть, опирающаяся на насилие). Виды авторитарных режимов сегодня – военная диктатура, олигархия, президентский режим. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм допускает относительную свободу деятельности в сферах экономики, культуры, в личной жизни граждан.
Тоталитаризм (от лат. totus – весь, целый) – подчинение государству развития общества и культуры; подавление прав и свобод человека и гражданина насильственными методами. Тоталитарный политический режим отличается игнорированием гражданского общества, политизацией всех сфер общественной жизни, полным подчинением личности государству.
Политическая деятельностьгосударственных органов и общественных организаций определяется политической идеологией – системой взглядов, теорий, выражающих интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть. Основными носителями идеологии и субъектами политической деятельности являются партии. Партия – политическая организация, создаваемая для борьбы за власть, выражающая интересы определенных классов и социальных слоев общества, как правило, имеющая программу, устав и другие организационные атрибуты. Все современные политические течения условно можно разделить на консервативные (ставящие целью сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя).
Большинство исследователей характеризуют советский политический режим до середины 1930-х гг. и с середины 1950‑х гг. как авторитарный. При И.В. Сталине имел место тоталитаризм. Современная Россия считается демократическим государством. Однако от формальной до реальной демократии ей предстоит еще пройти довольно сложный путь. Большинство властных полномочий сосредоточено в руках правящей буржуазно-консервативной партии – «Единой России». Гораздо слабее в политической деятельности представлены оппозиционные партии – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и др. Для реальной демократии в России пока недостаёт развитого правового государства и развитого гражданского общества.
Идея правового государства берет начало от римского права. Реальное наполнение она получила с выдвижением в XVIII в. принципа разделения властей (Ш. Монтескье). Концепция правового государства разрабатывалась многими философами, начиная с И. Канта. Наиболее полный опыт её практической реализации осуществлен в США и в Западной Европе. Принципы правового государства: разделение государства и общества, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, социальная защищенность. Правовое государство предполагает приоритет прав личности перед правами государства или отдельных ветвей его власти. Необходимое условие – правовая и политическая культура в обществе, развитое гражданское общество.
Гражданское общество – общество с высоким уровнем политической культуры. Состоит из независимых от государства общественных организаций, защищающих интересы социальных групп и отдельных граждан: союзов предпринимателей, профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др.
Относительно самостоятельной подсистемой в политической сфере является право, которое включает в себя правосознание, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений. В более узком юридическом смысле право есть система общеобязательных принципов и норм, устанавливаемых государством и обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право в современной России характеризуется высоким динамизмом, активным правотворчеством: ежедневно появляется множество нормативных актов, часто противоречащих друг другу. Между тем, право всегда стремилось к устойчивости, стабильности. В царской России действовал «Свод законов Российской империи». Советское право вплотную подошло к созданию подобного комплекса законов. Для современной России это представляется отдаленной перспективой. Поэтому актуальной задачей сегодняшнего дня можно считать выработку принципов права.
В большинстве постиндустриалистских теорий перспективы развития политики видятся в дебюрократизации и дальнейшей демократизации. Но есть и иные точки зрения: 1) повышение роли бюрократии, 2) переход власти в руки интеллектуально-информационной элиты, 3) в России – переориентация с западной модели демократии на соборную или земскую модель.
Культура (лат. cultura – обработка, возделывание, воспитание, почитание) – в широком смысле слова – все, что создано человечеством. В более узком смысле – система материальных и духовных ценностей. В наиболее узком смысле – духовная жизнь, духовная сфера общества, в отличие от экономической, политической и социальной сфер. Большинство современных отечественных философов и культурологов трактуют культуру как специфически человеческий способ деятельности (технологию деятельности, образ жизни), а иные определения (их сегодня насчитывается несколько сот) рассматривают как дополнительные.
Структура культуры. При «вертикальном» делении культуры, как правило, выделяют два слоя: идеологию и обыденное сознание. Идеологию здесь следует понимать не в узком (политическая идеология), а в самом широком смысле: как систему взглядов, идей и теорий, существующих в обществе. Иначе ее можно обозначить как «верхний», теоретический, организованный уровень общественного сознания. «Нижний», теоретически не оформленный уровень общественного сознания можно характеризовать такими близкими по значению терминами, как социальная психология, обыденное сознание, ментальность (менталитет). Его содержание составляют устойчивые эмоции, настроения, жизненные установки, привычные модели поведения социальных групп и человека в обществе, правила и закономерности общения. Нормальное функционирование культуры зависит от соответствия идеологии характеру, состоянию психики людей. Несоответствие, например, устойчивое недовольство масс, приводит к корректировке господствующей идеологии или замене ее другой. Несколько иное деление, связанное с функциями культуры и видами духовной деятельности, будет выглядеть так: познавательная (рефлекторная, т.е. отражающая действительность) деятельность, аксиологическая (ценностно-ориентационная), реактивная (проективная, т.е. направленная на преобразование действительности) и коммуникативная (по обмену информацией).
По формам общественного сознания культуру разделяют на философию, науку, религию, мораль (нравственность), искусство, политическое, экономическое и экологическое сознание. При этом, например, мораль на уровне обыденного сознания будет выступать в виде нравственных норм, а на уровне теоретическом – в виде этики (науки о морали).
Нравственность (мораль) – нормы поведения и идеалы, связанные с волей и поведением человека в обществе (благо, добро, справедливость, долг и др.). Зарождается в первобытном обществе. В отличие от правовых, выполнение нравственных норм поддерживается не государством (хотя государство может принимать в этом участие), а общественным мнением и традицией.
Искусство – форма общественного сознания, возникшая в первобытном обществе и нацеленная на освоение мира в художественных образах. Основными видами искусства являются: литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладное искусство, архитектура, музыка, танец, театр, кино.
Религия (лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Зарождается в первобытном обществе.
Политико-правовое сознание на идеологическом (теоретическом) уровне включает политические и правовые идеи и теории, политические программы и юридические кодексы; на социально-психологическом уровне – несистематизированные политические взгляды, чувства, настроения, мнения о законах, прежде всего, об их справедливости или несправедливости. Политико-правовое сознание зарождается в древних цивилизациях (понятия «гражданин» и «демос» в Греции, римское право в Древнем Риме и др.).
Экономическое сознание – экономические и технологические идеи и теории (на идеологическом уровне); несистематизированные экономические взгляды, представления, стереотипы и установки, а также профессионально-производственные и технологические знания (на социально-психологическом уровне). Зарождается в древности. Завершение формирования экономического сознания связывают с появлением и развитием в XVIII – XIX вв. политической экономии (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс).
Экологическое сознание – комплекс теорий и представлений о взаимодействии человека с окружающей средой. Сформировалось в ХХ в. в связи с глобальным экологическим кризисом.
Происходит от термина «экология» (от греч. oikos+logos – дом, жилище, местопребывание+учение) – наука об отношениях животных и растительных организмов и их сообществ (популяции, виды, сообщества, экосистемы, биосфера) между собой и с окружающей средой.
Субъектами культуры, т.е. активными элементами, носителями ее являются люди и социальные группы. Человек, получая от природы определенные задатки, чтобы стать субъектом культуры, личностью, должен их развить.
Развитие культуры происходит за счет разрешения ее внутренних противоречий (между идеологией и социальной психологией и др.). Не меньшим стимулом для изменения в культуре служит ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни. Развитие культуры – процесс многообразный и противоречивый. Наиболее сложной его проблемой сегодня является преодоление кризиса современной культуры и цивилизации. Идея прогресса, составляющая одну из важнейших ценностей современной культуры, сориентировала человека на познание и изменение, улучшение окружающего мира. Преобразующая деятельность стала рассматриваться как главное предназначение человека. Сегодня масштабы и скорость преобразований стали такими, что нарушились механизмы адаптации, приспособления личности к этим изменениям. Создавая новую технику, человек невольно становился ее рабом. Серьезные опасения вызывает и дегуманизация массовой культуры, в которой растворяется личность.
Современная социокультурная ситуация в России достаточно сложна. Эта сложность связана как с глобальным кризисом современной культуры (культуры индустриального общества, так и с кризисом и распадом советской системы.
Каковы перспективы развития российской культуры? Прежде всего, представляются целесообразными меры, направленные на государственную поддержку и развитие культурного потенциала страны: 1) финансирование передовых научных разработок, особенно в области информационных и нанотехнологий; 2) определенный протекционизм с целью защиты национального культурного достояния, который может выражаться в принятии специальных государственных программ, налоговых льготах, законах и т.д.; 3) моральная, юридическая поддержка ученых и творческой интеллигенции, пропаганда лучших научных и религиозно-философских традиций России; 4) продуманная молодежная политика, особенно в области образования.
Одним из условий выхода из кризиса могла бы стать новая идеология и система ценностей,разделяемая большей частью общества(основанная на таких традиционных для России идеалах отечественной культуры, как патриотизм, открытость для диалога и другие) и ориентированная на стратегическую перспективу. Например, на создание постиндустриального общества. Понятно, что такая идеология не должна быть единственной. Истина рождается в диалоге.
При всей сложности и противоречивости последних десятилетий, экономических, моральных и человеческих потерях реформы послужили толчком к переоценке ценностей. Патриотизм, бескорыстие и энтузиазм значительной части интеллигенции позволили не только сохранить, но и развить систему высшего образования. Растет число творческих объединений, возрождается кинематограф, система профтехобразования. Государство стало уделять внимание развитию науки. Все это позволяет с определенным оптимизмом смотреть на будущее отечественной культуры.