Тема 3. Гносеология
ü Сознание
ü Виды и формы познания
ü Философия науки
Сознание– категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. В самом широком (идеалистическом) смысле сознание – синоним духа, идеи, логоса, духовного начала (в отличие от материального). В узком (психологическом) смысле – ощущение того, что именно я переживаю, воспринимаю какие-то образы или идеи (в состоянии бодрствования сознание одновременно может вместить 6-40 таких содержаний, смысловых образов, элементов информации).
Идеализм не задается вопросом о происхождении сознания, т.к. оно считается первичным, создающим материю. Пантеизм и деизм наделяют материю способностью мыслить. Современный материализм исходит из того, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Наиболее четко эта позиция была обозначена в ленинской теории отражения. Ее суть заключается в том, что каждый материальный объект способен воспроизвести свойства другого объекта при взаимодействии с ним. Так, элементарная частица при столкновении с другой изменяет траекторию своего движения. В неживой природе отражение пассивно. У растений имеется раздражимость. У низших животных – чувствительность (избирательные реакции), у высших животных – психика, т.е. высшая нервная деятельность (ощущения, восприятия, представления). Сознание (эмоции, чувства, воля, мышление) возникает в процессе человеческого общения и развивается вместе с развитием культуры. Однако теория отражения, при всей ее логичности, оставляет много открытых вопросов даже в рамках материализма. Согласно ей, сознание, в конечном счете, – это функция мозга, рефлекс (т.е. вполне материальная реакция организма на полученное раздражение). Между тем, практически все философы едины в том, что сущность сознания заключается в его идеальности (нематериальности). С точки зрения теории отражения довольно сложно объяснить творческую деятельность человека.
Различают индивидуальное, групповое и общественное сознание. Для индивидуального сознания (по сравнению с общественным) характерны ограниченность в пространстве и времени, неполнота знаний, эмоциональная окраска. Общественное сознание усложняется по мере развития общества. В первобытном обществе появляются такие формы общественного сознания, как мораль (нравственность), религия и искусство. В древних цивилизациях – философия, политико-правовое сознание и зачатки научного и экономического сознания. Современная наука (наука в узком смысле слова) появляется в XVII в. Экономическое сознание оформляется в XVIII – XIX вв. В ХХ в. происходит становление экологического сознания. Наличие сознания является основой такой важной функции человека, как познание.
Познание – процесс и результат постижения истины. Под истиной понимают адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Различают три вида познания: чувственное, рациональное и иррациональное. Первый вид основан на органах чувств и включает зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Формами чувственного познания являются: ощущение (отдельных частей, состояний и свойств предмета, например, цвета), восприятие (целостного образа познаваемого объекта), представление (сохранение в памяти обобщенного образа объекта). Рациональное познание, или абстрактное, логическое мышление, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Оно осуществляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального познания являются: понятие (форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов), суждение (утверждение или отрицание в форме предложения) и умозаключение (два или более взаимосвязанных суждения, из которых выводится новое суждение). В философии Нового времени начиная с XVII в. ведется спор о том, какое познание (чувственное или рациональное) является основным или более достоверным. В реальной познавательной деятельности оба вида являются взаимодополняющими.
В то же время они оба не всегда способны адекватно удовлетворить практические и теоретические запросы человека и общества. На практике это связано с необходимостью принятия быстрых и точных решений (например, в бизнесе или на войне). В теоретической деятельности – со сложностью получения полной и достоверной исходной информации (а также со сложностью ее формализации) для образования точных понятий и построения суждений и выводов в таких областях, как космология, религия, психика, история и др. Здесь на помощь приходит иррациональное познание в форме интуитивных догадок, творческого прозрения или мистического провидения («прямого» и целостного постижения сущности вещей, истины). Для рационального познания характерно объяснение, т.е. логически непротиворечивое вербальное (словесное) отражение истины. В иррациональном познании предпочтение отдается пониманию – вчувствованию в проблему и образно-символическому отражению истины.
Вплоть до Нового времени философия, наука, а иногда и практика (например, в медицине) были тесно связаны. В современном обществе философская теория познания является методологической базой для развития науки. Наука, в свою очередь, является теоретической основой для практики.
Наука – система истинных знаний; особая форма общественного сознания; деятельность, направленная на постижение истины на основе рационального познания и эксперимента; социальный институт, организующий такую деятельность. Зачатки научного знания имелись уже в древних цивилизациях. В XVII в. происходит первая научная революция, положившая начало современной науке, т.е. науке в собственном смысле слова. Она опирается не только на логические обобщения знаний и обоснование гипотез, но и на эксперимент (специально поставленный опыт для проверки гипотезы).
В методологии науки выделяют общелогические, эмпирические и теоретические методы познания. К общелогическим методамотносятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ – познавательная процедура мысленного расчленения целого на части. Синтез – процедура реконструкции целого из его элементов. Индукция – рассуждение от единичных фактов и суждений к обобщениям. Дедукция – рассуждение от общего к частному, т.е. выведение нового знания из уже имеющихся теоретических посылок. Аналогия – сходство различных вещей по некоторым параметрам. В научном познании рассуждение по аналогии используется для выдвижения гипотез.
Эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент (наблюдение с измерением), описание. Теоретические методы: абстрагирование (создание идеальных обобщенных образов и понятий), формализация (исследование структуры объекта), аксиоматизация (выделение оснований, не требующих доказательств, т.е. аксиом, на основе которых строятся теоремы). В каждой конкретной науке существует своя специфическая система методов, свой определенный объект исследования и язык.
По объекту исследования науки объединяют в 4 группы: естественные, технические, логико-математические и гуманитарные (общественные). НТР – научно-техническая революция (в последнее время чаще именуемая научно-информационной революцией), начавшаяся в 1950-е гг., дала толчок комплексной механизации, автоматизации и химизации производства, породила биотехнологии, основанные на генной инженерии, наполнила производство и быт компьютерной техникой. Если в XVII – XIX вв. технические и научные революции происходили неодновременно, то сейчас между научным открытием, техническим изобретением и его внедрением проходит минимальный срок. Наука стала не только формой общественного сознания, но и непосредственной производительной силой.
Наиболее интенсивно философией науки занимались представители позитивизма. Так, неопозитивисты уделяли большое внимание критериям научности (позволяющим разграничить научное и вненаучное знание), языку науки, структуре научного познания, его методам и формам. В итоге им удалось создать классическую (гипотетико-дедуктивную) модель научного знания. Согласно этой модели формами научного познания являются: научный факт, проблема (вопрос, «знание о незнании»), гипотеза и теория. Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинность которого еще не доказана, но вполне вероятна. После выдвижения гипотезы из нее дедуктивно выводится как можно больше следствий. Далее они верифицируются – проверяются в серии экспериментов. Гипотеза, успешно прошедшая верификацию, превращается в теорию – высшую ступень научного познания, дающую всестороннее отражение предмета. Она характеризуется непротиворечивостью и доказательностью.
На смену неопозитивизму в 1950 – 1970-е гг. пришел постпозитивизм. К. Поппер считал, что отличием научного знания от ненаучного является не возможность верификации гипотезы, а возможность ее фальсификации, т.е. опровержения. В работе Т. Куна «Структура научных революций» утверждается, что наука развивается не эволюционным путем, а через научные революции. В результате такой революции меняется господствующая в данной науке парадигма. Парадигма – модель, образец решения исследовательских задач, базовая концепция, теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в конкретный исторический период. И. Лакатос дает более сложную картину развития науки: в каждой из ее отраслей существует не одна парадигма, а несколько конкурирующих научно-исследовательских программ.