Тема 3. Гносеология

ü Сознание

ü Виды и формы познания

ü Философия науки

Сознание– категория, обозначающая человеческую спо­собность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. В самом широком (идеа­листическом) смысле сознание – синоним духа, идеи, логоса, духовного начала (в отличие от материального). В узком (психологиче­ском) смысле – ощущение того, что именно я переживаю, вос­принимаю какие-то образы или идеи (в состоянии бодрствова­ния сознание одновременно может вместить 6-40 таких содер­жаний, смысловых образов, элементов информации).

Идеализм не задается вопросом о происхождении созна­ния, т.к. оно считается первичным, создающим материю. Пан­теизм и деизм наделяют материю способностью мыслить. Со­временный материализм исходит из того, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Наиболее четко эта позиция была обозначена в ленинской теории отражения. Ее суть заключается в том, что каждый материальный объект спо­собен воспроизвести свойства другого объекта при взаимодей­ствии с ним. Так, элементарная частица при столкновении с другой изменяет траекторию своего движения. В неживой при­роде отражение пассивно. У растений имеется раздражимость. У низших животных – чувствительность (избирательные реакции), у высших животных – психика, т.е. высшая нервная деятель­ность (ощуще­ния, восприятия, представления). Сознание (эмо­ции, чувства, воля, мышление) возникает в процессе человече­ского общения и развивается вместе с развитием культуры. Од­нако теория отра­жения, при всей ее логичности, оставляет много открытых во­просов даже в рамках материализма. Со­гласно ей, сознание, в конечном счете, – это функция мозга, рефлекс (т.е. вполне материальная реакция организма на полученное раздражение). Между тем, практически все философы едины в том, что сущность созна­ния заключается в его идеальности (нема­териально­сти). С точки зрения теории отражения довольно сложно объяснить творческую деятельность человека.

Различают индивидуальное, групповое и общественное сознание. Для индивидуального сознания (по сравнению с об­щественным) характерны ограниченность в пространстве и вре­мени, неполнота знаний, эмоциональная окраска. Общественное сознание усложняется по мере развития общества. В первобыт­ном обществе появляются такие формы общественного созна­ния, как мораль (нравственность), религия и искусство. В древних цивилизациях – философия, политико-правовое созна­ние и зачатки научного и экономического сознания. Современ­ная наука (наука в узком смысле слова) появляется в XVII в. Экономическое сознание оформляется в XVIII – XIX вв. В ХХ в. происходит становление экологического сознания. Наличие соз­нания является основой такой важной функции человека, как познание.

Познание – процесс и результат постижения истины. Под истиной понимают адекватное отражение объективной реально­сти познающим субъектом. Различают три вида познания: чув­ственное, рациональное и иррациональное. Первый вид основан на органах чувств и включает зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Формами чувственного познания являются: ощущение (отдельных час­тей, состояний и свойств предмета, например, цвета), воспри­ятие (целостного образа познаваемого объекта), представление (сохранение в памяти обобщенного образа объекта). Рацио­нальное познание, или абстрактное, логическое мышление, способность человека выявлять свойства и связи объектов, ко­торые не даны ему в непосредственном восприятии. Оно осуще­ствляется с помощью системы символов, т.е. языка. Формами рационального познания являются: понятие (форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предме­тов), суждение (утверждение или отрицание в форме предложе­ния) и умозаключение (два или более взаимосвязанных сужде­ния, из которых выводится новое суждение). В философии Нового времени начиная с XVII в. ведется спор о том, какое познание (чувственное или рациональное) яв­ляется основным или более достоверным. В реальной познава­тельной деятельности оба вида являются взаимодополняющими.

В то же время они оба не всегда способны адекватно удовле­творить практические и теоретические запросы человека и общества. На практике это связано с необходимостью приня­тия быстрых и точных решений (например, в бизнесе или на войне). В теоретической деятельности – со сложностью получе­ния полной и достоверной исходной информации (а также со сложностью ее формализации) для образования точных понятий и построения суждений и выводов в таких областях, как космо­логия, религия, психика, история и др. Здесь на помощь прихо­дит иррациональное познание в форме интуитивных догадок, творческого прозрения или мистического провидения («пря­мого» и целостного постижения сущности вещей, истины). Для рационального познания характерно объяснение, т.е. логически непротиворечивое вербальное (словесное) отражение истины. В иррациональном познании предпочтение отдается пониманию – вчувствованию в проблему и образно-символическому отраже­нию истины.

Вплоть до Нового времени философия, наука, а иногда и прак­тика (например, в медицине) были тесно связаны. В современ­ном обществе философская теория познания является методо­логической базой для развития науки. Наука, в свою очередь, является теоретической основой для практики.

Наука – система истинных знаний; особая форма об­щественного сознания; деятельность, направленная на постиже­ние истины на основе рационального познания и эксперимента; социальный институт, организующий такую деятельность. За­чатки научного знания имелись уже в древних цивилизациях. В XVII в. происходит первая научная революция, положившая на­чало современной науке, т.е. науке в собственном смысле слова. Она опирается не только на логические обобщения знаний и обоснование гипотез, но и на экспери­мент (специально поставленный опыт для проверки гипотезы).

В методологии науки выделяют общелогические, эмпирические и теоретические методы познания. К общелогическим методамотносятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – познавательная процедура мысленного рас­членения целого на части. Синтез – процедура реконструкции целого из его элементов. Индукция – рассуждение от единич­ных фактов и суждений к обобщениям. Дедукция – рассуждение от общего к частному, т.е. выведение нового знания из уже имеющихся теоретических посылок. Аналогия – сходство различных вещей по некоторым параметрам. В научном познании рассуждение по аналогии ис­пользуется для выдвижения гипотез.

Эмпирические методы: наблю­дение, измерение, экспе­римент (наблюдение с измерением), описание. Теоретические методы: абстрагирование (создание идеальных обобщенных образов и понятий), формализация (ис­следование структуры объекта), аксиоматизация (выделение оснований, не требующих доказательств, т.е. аксиом, на основе которых строятся тео­ремы). В каждой конкретной науке суще­ствует своя специфиче­ская система методов, свой оп­ределенный объект ис­следования и язык.

По объекту исследова­ния науки объединяют в 4 группы: естественные, технические, логико-математические и гумани­тарные (общественные). НТР – научно-техническая революция (в последнее время чаще именуемая научно-информационной революцией), начавшаяся в 1950-е гг., дала толчок комплексной механизации, автоматиза­ции и химизации производства, породила биотехно­логии, осно­ванные на генной инженерии, наполнила производ­ство и быт компьютерной техникой. Если в XVII – XIX вв. техни­ческие и научные революции происходили неодновременно, то сейчас между научным открытием, техническим изобретением и его внедрением проходит минимальный срок. Наука стала не только формой общественного сознания, но и непосредственной произ­водительной силой.

Наиболее интенсивно философией науки занимались пред­ставители позитивизма. Так, неопозитивисты уделяли большое внимание критериям научности (позволяющим разгра­ничить научное и вненаучное знание), языку науки, структуре научного познания, его методам и формам. В итоге им удалось создать классическую (гипотетико-дедуктивную) модель науч­ного знания. Согласно этой модели формами научного позна­ния являются: научный факт, проблема (во­прос, «знание о не­знании»), гипотеза и теория. Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинность которого еще не доказана, но вполне вероятна. После выдвижения гипотезы из нее дедук­тивно выводится как можно больше следствий. Далее они вери­фицируются – проверяются в серии экспериментов. Гипотеза, успешно прошедшая верификацию, превращается в теорию – высшую ступень научного познания, дающую всестороннее от­ражение предмета. Она характе­ризуется непротиворечивостью и доказа­тельностью.

На смену неопозитивизму в 1950 – 1970-е гг. пришел постпозитивизм. К. Поппер считал, что отличием научного знания от ненаучного является не возможность верификации гипотезы, а возможность ее фальсификации, т.е. опровержения. В работе Т. Куна «Структура научных революций» утвержда­ется, что наука развивается не эволюционным путем, а через научные революции. В результате такой революции меняется господствующая в данной науке парадигма. Парадигма – мо­дель, образец решения ис­следовательских задач, базовая кон­цепция, теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в конкретный исторический период. И. Лакатос дает более сложную картину развития науки: в каждой из ее отраслей существует не одна па­радигма, а несколько конкурирующих научно-исследователь­ских программ.