Тема 2. Онтология
ü Бытие
ü Материя
ü Диалектика
Бытие – свойство существовать, быть в наличии. Противоположные понятия: небытие, сознание. Бытие – одна из наиболее важных и сложных философских категорий. Уже в древнегреческой натурфилософии различалось «бытие по мнению», т.е. такой мир, каким он нам представляется и «бытие по истине» – мир, какой он есть на самом деле. Сегодня, как правило, различают следующие формы бытия: существование (все сущее, в т.ч. и кажущееся, вымышленное), действительность (то, что существует на самом деле), реальность (сущность, главное в мире).
Поиск сущности бытия порождает понятие субстанции – первоосновы мира. По отношению к субстанции философские направления разделяются на материализм (где субстанцией считается материя) и идеализм (где под субстанцией понимается идея, идеи, сознание или Бог). В XIX в. Ф. Энгельс вопрос о первичности материи или сознания обозначает как основной вопрос философии. В марксизме рассматривается также и вторая сторона данного вопроса: познаваем ли мир (и насколько), а также проблема первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
Различают объективный идеализм (Платон, Г. Гегель и др.) и субъективный идеализм (И. Кант, И. Фихте и др.). В первом случае первоначалом мира считается объективно существующий, независимый от познающего мир субъекта (человека) Бог или безличное духовное начало (абсолют, абсолютная идея, дао и т.д.). В субъективном идеализме мир человека – это комплекс его ощущений, мыслей и переживаний. Основными историческими формами материализма можно считать стихийный (наивный) материализм (локаята, Демокрит и др.), механистический материализм Нового времени (часть ученых и философов эпохи Просвещения и др.) и диалектический материализм (марксизм).
По отношению к субстанции философские школы можно также разделить на монистические и плюралистические. Монизм (от греч. monos – один, единственный) – признает одну субстанцию, например, материю. Плюрализм(от лат. pluralis – множественный) – позиция, исходящая из признания не одного, а нескольких начал, составляющих фундаментальную основу мира и бытия (например, огонь, вода, дерево, метал, земля и т.п.). Кроме онтологического существует и гносеологический плюрализм – признание права на существование нескольких теоретических подходов к познанию мира. Наиболее распространенной формой плюрализма является дуализм (от лат. duo – два), признающий равенство материального и идеального. Дуализм характерен для философии Р. Декарта, И. Канта и др.
Религиозные картины мира, как правило, строятся на базе идеалистического монизма, а большинство научных картин мира – на основе материализма. В то же время сегодня усиливается тенденция к плюрализму в научном мировоззрении. В древней и средневековой философии преобладал идеализм и теоцентризм. В философии Нового времени число материалистических и плюралистических концепций возрастает. В философии ХХ – XXI века акцент смещается с проблем бытия и познания к вопросу о месте человека в мире.
Одной из важнейших онтологических категорий является материя. Материя (лат. materia – вещество) – в домарксистской философии понятие, обозначающее вещество или (реже) субстанцию, отличную от духа. В наиболее развитом варианте материализма – марксизме – это первооснова бытия, базовое понятие, «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[11]. В современной научной картине мира различают следующие виды материи: неживая природа, живая природа, социальная материя. Они, в свою очередь, подразделяются на уровни структурной организации. Так, в неживой природе выделяют: поля, вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, тела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактику (Вселенную). В живой природе выделяют: доклеточные структуры (ДНК, РНК, белки), клетки, организмы, популяции, биоценозы, биосферу. Материальную основу общества составляют производственные отношения: собственности, обмена, распределения и потребления. Хотя все виды и уровни материи взаимосвязаны, они качественно отличны и несводимы друг к другу.
Материя всегда находится в движении (изменении). Движение – атрибут, способ существования материи. Выделяют следующие формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Движение происходит в пространстве и времени. Пространство – это совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга. Время – совокупность отношений, характеризующая последовательность и длительность явлений или состояний. Пространство и время в философии трактуются либо как независимые друг от друга и от материи сущности (субстанциальный подход), либо как отношения между объектами, их состояниями (реляционный подход). Различают такие формы пространства и времени, как: физическое, биологическое, социальное; реальное, перцептуальное (отражение реального времени, по-разному ощущаемое человеком в различных ситуациях), концептуальное (в научных и философских теориях). Важнейшей разновидностью движения является развитие, изучаемое диалектикой.
Диалектика – в переводе с греческого искусство вести беседу, философский спор. Понятие ввел Сократ для обозначения своего метода рассуждений. У Г. Гегеля диалектика – это учение о познании и развитии. Сегодня под диалектикой понимается учение о сложности мира и развитии. Категории (основополагающие понятия) диалектики, в которых осмысливаются универсальные связи бытия, как правило, группируются по парам. Наиболее важными из них можно считать следующие.
Явление – внешние, непосредственно воспринимаемые характеристики объекта. Сущность в отличие от явления – единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта.
Содержание – совокупность, органическая взаимосвязь всех сторон явления. Форма – способ существования и выражения содержания. Она более устойчива, чем содержание.
Часть – предмет, входящий в другой предмет. Целое – то, что образовано из частей, но не сводимо к их сумме (например, отдельные части часов не показывают время). Для понимания эффекта целостности служат категории системы и структуры. Система – комплекс взаимосвязанных элементов (неделимых частей). Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, способ связи элементов в системе. Связь – это такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствующему изменению другого.
Устойчивые, повторяющиеся, сущностные связи между явлениями называются законами. Открытие законов – одна из важнейших задач философии и науки. Среди законов, с которыми имеет дело философия, важнейшими являются законы диалектики, сформулированные Г. Гегелем. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Каждая вещь в природе и обществе «раздвоена» на противоположности, которые взаимно предполагают и одновременно ограничивают друг друга. Такое противоречие между противоположностями может перерасти во внутренний конфликт, который разрешается исчезновением одной или обеих противоположностей, приводящим к изменению качества вещи (или к ее уничтожению). Закон перехода количества в качество раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой. Количество – это определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с другими предметами. Качество выражает своеобразие предмета. При накоплении количественных изменений выше определенной меры происходит качественный (революционный) скачок в развитии. Закон отрицания отрицания выражает направленность развития. Действие этого закона распадается на три стадии: тезис, антитезис, синтез. Последняя стадия представляет частичный возврат к тезису, с сохранением ряда качеств, присущих антитезису. Одновременное применение всех трех законов диалектики рождает образ развития по спирали. Это можно проиллюстрировать на примере философии истории Г. Гегеля. Согласно его взглядам, абсолютный дух реализуется в истории через идею свободы: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны»[12].
Существуют динамические (императивные) законы, где одна причина необходимо порождает единственное следствие (например, законы Ньютона в физике). Наряду с этим есть статистические (вероятностные) законы, в которых одна причина может породить одно из нескольких возможных следствий.
Открытие вероятностных законов становится все более важной задачей не только гуманитарных, но и естественных наук. Об этом говорят данные синергетики – науки о функционировании и развитии сложных открытых систем. Как отмечают ее родоначальники, И. Пригожин и И. Стенгерс: «Мы обнаруживаем, что значительная часть конкретного мира вокруг нас до сих пор «ускользала из ячеек научной сети»... Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью»[13]. Как считают ученые, данная ситуация должна привести к новой форме познаваемости, выражаемой несводимыми к жестким формулам вероятностными представлениями[14].