Тема 1. Предмет философии
ü Что есть философия?
ü Традиционная философия
ü Современная философия
ü Антропологическая философия
ü Отечественная философия
Философия – система знаний о наиболее общих принципах развития природы, общества, познания и отношения человека к миру. Философия – особая форма общественного сознания[1], сформировавшаяся в трех древних цивилизациях (индийской, китайской и греческой) в VII – VI вв. до н.э. От других, более ранних форм (морали, искусства и религии) она отличается нацеленностью на познание сущности явлений и мира в целом с помощью логики. Впервые термин «философия» употребил древнегреческий мыслитель Пифагор. В буквальном смысле слова «философия» означает «любовь к мудрости», «любовь к истине» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость).
Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения, т.е. выработки обобщенного взгляда на мир. Различают четыре типа мировоззрения: обыденное, религиозное (мифологическое), философское и научное. Обыденное мировоззрение складывается на основе обобщения жизненного опыта. Оно отличается незавершенностью, подвижностью, противоречивостью. Религиозные картины мира основываются на мифах или священных книгах (Веды, Библия,
Коран и др.). Их отличают стройность, законченность и определенность в ответах на смысложизненные вопросы: «Как устроен мир?», «В чем смысл жизни?» и др.
Философия, как и религия, стремится ответить на смысложизненные, наиболее важные для человека и общества вопросы. Это роднит философию с религией. Но в отличие от религии философские картины мира строятся не на мистическом откровении, а на гипотезах, опирающихся на логику. Научное мировоззрение – исторически самое молодое, оно возникло в XVII в. Науку и философию роднит опора на логику. Однако в отличие от философии наука стремится не к гипотетическому, а к точному (позитивному) знанию. Оно достигается путем проверки гипотез в серии экспериментов (специально поставленных опытов). Экспериментально подтвержденная гипотеза становится теорией – высшей ступенью научного познания, дающей всестороннее отражение предмета исследования.
Несмотря на стремление науки к точности, научные картины мира многообразны и часто носят гипотетический характер. Это объясняется углублением научного знания, заменой старых теорий новыми, а также невозможностью экспериментально проверить некоторые мировоззренческие гипотезы (о происхождении вселенной, человека и др.)
В конечном итоге философия стремится ответить на три важнейших вопроса: «Как устроен мир?», «Как мы познаем мир?» и «Каково место человека в мире и в обществе?». В любой философской системе в том или ином виде представлены: онтология (или метафизика) – учение о бытии (о мире), гносеология (эпистемология) – теория познания,антропология – учение о человеке и социальная философия – теория общества[2].
Основными функциями философии являются мировоззренческая, познавательная (гносеологическая, методологическая, эвристическая, критическая) и гуманистическая (антропологическая, аксиологическая – ценностно-ориентационная). Есть и дополнительные функции – праксиологическая, прогностическая и др. По отношению к наукам философия выступает в роли методологии (учения о методах).
Таблица 1