Билет 3
1.
1)Агиографический канон.
По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия(автор уничижает себя,молится) и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, праведная кончина и посмертные чудеса.
Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X – XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.
На Русь агиография в сопровождении богослужебных книг проникает в южнославянских переводах из Византии вместе с принятием христианства в X в. Первыми сборниками житий были так называемые месяцесловы и минеи четьи, то есть книги для чтения «по месяцам». Уже в XI в. появляются первые оригинальные жития русских святых: Чтение о св. Борисе и Глебе и житие Феодосия Печерского, составленные Нестором-летописцем, а также Сказание о Борисе и Глебе неизвестного автора.
Мощный толчок агиографическому развитию дало в XVI в. объединение Руси. Канонизация группы новых святых на Московских Соборах 1547–1549 вызвала оживление агиографических преданий и соборное исследование их жизни. Тогда же московский митрополит Макарий решает грандиозную задачу: собирает и объединяет все известные к тому времени и признанные Церковью жития в общий свод – Великие Минеи Четьи.
Житие Феодосия Печерского
Нестору принадлежит замечательное литературное произведение - "Житие Феодосия Печерского". Древнейший список этого сочинения относится к рубежу XII-XIII вв. и содержится в Успенском сборнике. Сам Нестор в предисловии к своему труду указывает, что осуществил его после создания «Чтения о Борисе и Глебе»
Устное предание о о Феодосие Печерском послужило "списателю" основным источником при работе над "Житием". Он также использовал рассказы печерского келаря Феодора, который хорошо знал мать подвижника и многое узнал от нее о доиноческих годах жизни подвижника. Наряду с этим Нестор пользовался богатейшим наследием восточно-христианской агиографии, известной ему по уже имевшимся славяно-русским переводам.
Структурно труд Нестора представляет собой классическое, "правильное" житие: в нем есть вступление, основная часть и заключение. Вступление безукоризненно следует литературной традиции. В нем выражены благодарность Богу и самоуничижение. В нем есть изъяснение целей, ради которых автор взялся за перо. Во-первых, он решал учительно-религиозную задачу. Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо "Житие Феодосия Печерского" является свидетельством перед всем миром и что ставило Русь в равное положение с другими христианскими государствами. Вступление содержит просительное обращение автора к читателям. Наконец во вступлении имеется предначинательная молитва автора.
Основное повествование "Жития" двучастно: в первой части весьма подробно рассказано о жизни отрока Феодосия до его прихода в пещеру к святому Антонию, во второй - о его иноческих деяниях. Повествуя о юности своего героя, Нестор смело вышел за рамки агиографической традиции и остался в этом оригинален, поскольку у него так и не нашлось подражателей среди последующих русских агиографов. Сочинение Нестора единственное, которое содержит столь фактологически богатую биографию подвижника применительно к ранним годам его жизни и при этом лишенную малейших элементов легендарности. Главной темой рассказа о юности Феодосия является его борьба за собственное духовное призвание. Все приводимые Нестором факты как бы подчеркивают мысль о божественном предопределении подвижничества Феодосия. Сын в общем благочестивых родителей, Феодосий уже в раннем возрасте почувствовал влечение к подвижничеству и отличался необычным поведение. Он утвердил в русской агиографии мотив книголюбия подвижника и любовь к духовному .В течение всей жизни Феодосий сохранял и тяготение к чрезвычайно скромным одеяниям, а также к трудничеству, являя этим свое смирение.
С идеальным по-христиански образом подвижника контрастирует образ его матери. Он передает прямо противоположную идею - идею земного, материального начала. Последняя подчеркнута Нестором портретной характеристикой.Она преисполнена любви к своему сыну, но любовь ее по-человечески страстна и слепа, эгоистична и требовательна. Поэтому она не понимает и не принимает его духовных устремлений. Отсюда и возникает первый зафиксированный русской литературой конфликт "отцов и детей".
Второй раздел основной части "Жития Феодосия", значительно более объемный, посвящен собственно монашеским трудам подвижника. Повествовательная структура этой части представаляет собой сцепление отдельных рассказов об отдельных эпизодах из жизни Феодосия и некоторых знаменитых печерских насельников, а также из истории монастыря..
"Житие Феодосия Печерского" является замечательным па-мятником литературы, для него характерны большая живость повествования, правдоподобное изображение монастырского быта, яркие зарисовки житейских ситуаций. При этом весьма нетрадиционен образ матери подвижника - женщины благочестивой, но вместе с тем властной, суровой, противящейся желанию сына посвятить себя Богу.Исследователи обнаружили в "Житии", наряду с текстуальными заимствованиями, немало сюжетных мотивов, заимствованных Нестором из памятников переводной агиографии. Кроме того, Нестор, богато уснащает свой текст библейскими цитатами и собственными размышлениями, что придает его сочинению богословскую глубину.
2)Основные отличия «Сказания о Борисе и Глебе» от «Чтения о житии Бориса и Глеба» Нестора.
Неизвестно,что возникло первым «Сказания…» или «Чтения». Существует несколько версий. Согласно первой, вначале возникло «Сказание» (в конце правления Ярослава Мудрого), затем «Сказание о чудесах», а на этой основе Нестором было написано «Чтение». По второй версии, сначала возникло «Чтение» (в конце 11 в.), вместе с летописной повестью послужив источником для автора «Сказания». Единого мнения нет.
В литературном отношении анонимные «Сказания…» считаются лучшим произведением Борисо-Глебовского цикла. В нем ,в отличии от «Чтения..» основное внимание сосредоточено на духовной стороне этой исторической драмы. В «Сказании» очень много молитв.
Еще одно важное отличие-это то,что ради того,чтобы показать психологическую сложность выбора Бориса (он выбирает мученическую смерть) автор для усиления трагичности трижды повторяет сцену убийства князя.
В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраженный историзм также противоречит канонам жития. «Сказание» сочетает в себе и житийные элементы, и элементы расхождения с каноном, в чём проявляется жанровое своеобразие этого произведения.
2. «Новый герой» в литературе ХVII века («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне»).
(если нужны пересказы http://society.polbu.ru/kuskov_lithistory/ch26_all.html)
(Это вкратце из Лихачева моими словами,думаю если назвать его имя, то Максик обрадуется)
По мере того как литература всё более и более демократизировалась, в литературных произведениях всё чаще появляется средний, обычный чело век, «бытовая личность».
Появился новый литературный герой - безвестный, ничем в исторической жизни страны не примечательный, привлекающий внимание только тем, что читатель мог узнавать в нем многих в том числе иногда и самого себя,- интересный, иными словами, своей характерностью для эпохи.Савва Грудцын и молодец из Горе-злочастия-это купеческие сыновья, отбившиеся от занятий своих родителей.Не случайно появление в литературных произведениях огромного числа неудачников или, напротив, героев, которым, что называется, "везет", ловкачей, вроде Фрола Скобеева. История не касается этих героев.
Возникновение этих героев касается того времени,когда авторы пытались избавиться от исторической достоверности.В литературу проникал вымысел. «Новый герой»-это средний, не исторический, "бытовой" человек, о котором можно было писать всё, подчиняясь лишь внутренней логике самого образа, воссоздавая этот образ в наиболее типичных для него положениях. Одним из самых значительных переходных явлений было появление безымянности действующих лиц (например, как в «Горе-злочастии»-молодец).
Вряд ли надо, но все же.Что нового в каждой по отдельности:
- Автор повести о Фроле Скобееве создал индивидуализированные характеры своих героев. Характер действующего лица раскрывается в его поступках, действиях, во взаимоотношениях с окружающими. Примером может служить образ Фрола Скобеева. Наряду с ловкостью, сметливостью и предприимчивостью небогатому дворянину Фролу Скобееву свойственны наглость, лицемерие. Автор повести — выразитель настроений демократических слоев общества — вполне сочувственно относится к своему герою, который в силу своих личных качеств добивается видного положения в свете. В повести значителен юмористический элемент (например, ответы Фрола слугам родителей Аннушки).
-в «Г-з» В образе доброго молодца автор воплотил черты молодого поколения, которое усваивает новые понятия о правах человеческой личности. Вместе с тем позиция нового героя слаба, неустойчива, он- еще не уверен в себе; и это определило постигшую его неудачу. Автор правдиво передает психологическое состояние молодого человека. Символом внутреннего разлада личности и олицетворением враждебной силы является образ Горя-Злочастия, близкий к народной поэзии.
-в «С.Г.»предметом изображения являются не исторические события, а частная жизнь молодого купеческого сына. Образ Саввы несет в себе типические черты молодого человека нового времени. Автор стремится раскрыть психологию характера Саввы. В этой повести, впервые в древней русской литературе, мы встречаемся с усиленным вниманием к романической стороне повествования.
1. Основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха. Особенности жанра и стиля.
2. Историческое и литературное значение «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Личность путешественника и ее отражение в тексте.
(Ангелла прислала 2 варианта, кому какой больше понравится)
1. 1 вариант.
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053—1125) призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.