Основные темы и мотивы ранней лирики 28-30 г.

Лирика Лермонтова

Кольцов

Исторический роман.

На Западе историч роман тогда приобрел огромную популярность. Романы В.Скотта получили мировую известность. В след за ним – Бальзак, Гюго, Купер и др. Большинство из них указывают на Скотта как на своего учителя. Всеобщее увлечение истор романом современники объясняли хар-ом самой эпохи, наступившей после драматич финала наполеоновской эпопеи. Интересу к «внутреннему», «домашнему», «повседневному» в истории и отвечал реалистич историч роман нач 19в. Его популярность связывалась с демократич движением и идеалами того времени, с развитием общественного интереса к проблемам истории.

Переводы В.Скотта в России начались с 20х гг.

Первым таким романом в России оказался «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» Загоскина, появившейся в 1829. Успех его был неслыханный. В последующ наск-ко лет появл-ся множество истор романов, из ктр определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Булгарина, «Клятва при гробе господнем» Полевого, «Ледяной дом» и «Басурман» Лажечникова. В 1835 выходит повесть Г «Тарас Бульба», в 36 «Капитанская дочка» П. Рус ист роман был создан. Успех и бурное развитие ист романа вызвали в журналах и лит кругах 1ой пол-ны 30х гг оживленную полемику вокруг его проблем. Она была важным моментом в той борьбе за реализм в рус лит-ре , ктр с середины 20х гг начал Пушкин, а затем продолжил Белинский. Для Белинского развитие ист романа в рус лит-ре было не результатом влияния В.Скотта, а проявлением «духа времени», «всеобщим направлением». Внимание к ист прошлому, отражая рост нац самосознания народов, вместе с тем свидетельствовало о все более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. По мнению Белинского, значение В.Скотта заключалось в том, что он «докончил соединение искусства с жизнью, взяв в посредники историю».

Алексей Васильевич Кольцов. Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей. В лирике Кольцова перед нами предстает простая, будничная жизнь русского крестьянина с ее повседневным трудом, заботами о хлебе, думами об урожае. В жизни русского крестьянина поэт видел не одни только светлые стороны. В его песнях нередко слышится неподдельное, искреннее горе обездоленного труженика. Но покоряются своей горькой участи лишь немногие из героев кольцовских песен. Гораздо чаще они отправляются на поиски счастья, мстят своим обидчикам, уходят в леса, чтобы не смириться со своею злою долей. (“Дума Сокола”).

Сокол, рвущий свои путы, стремящийся на волю — вот каков русский человек! Образ сокола — гордой, свободолюбивой птицы — один из самых излюбленных в устной народной поэзии. Недаром называл он песнями многие свои стихотворения. Ведь именно в песнях русский народ чаще изливает свою душу. Выразить чувства и помыслы русского крестьянина Кольцов смог потому, что не понаслышке и не из книг знал его быт, горе и радость. Хотя он был сыном торговца скотом, жизнь его почти не отличалась от крестьянской. Поэт получил скудное образование, гонял скот, рубил дрова. Тяжелую жизнь Кольцова скрашивала рано пробудившаяся в нем страсть к поэзии. Песни Кольцова “Соловьем залетным”, “Хуторок”, “На заре туманной юности” стали подлинно народными. Их поют “на всем пространстве беспредельной Руси”, — говорил Белинский.

Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с Пушкиным и Гоголем русской классической прозы. Его драма в вольных ямбах «Маскарад» ( 1835) принадлежит к числу лучших русских стихотворных пьес. Воспитывался бабушкой, Е.А. Арсеньевой. Рано столкнулся о смертью близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в Московском университетском благородном пансионе, затем в Московском Университете и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Служил в гвардии. В 37и 40-41 отправился в ссылки на Кавказ, первый раз за стихотворение « Смерть поэта», второй – за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. В 1840 отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим однокашником Мартыновым.

Писал стихи с 1828 года, но вошёл в литературу, сравнительно с Пушкиным, поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная публикация, осуществлённая Лермонтовым, - Бородино). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним юношей.

Раннее творчество Лермонтова важно для понимания его мировоз­зрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20—30-х гг. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности ( «Так жизнь скучна, когда боренья нет.», Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. ("1831-го июня 11 дня")) К лирике Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие "лирический герой". Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстракт­ными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности, он соотносит себя с Байроном и с океаном. То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связыва­ется право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше, герой Лермонтова боится обезличива­ния души за гробом; в зрелом творчестве даже мертвец, не встретив любимую среди ангелов, не может забыть "любви безум­ного томленья" ("Любовь мертвеца", 1841), а вместе с тем двое любящих, встретившись за гробом, не узнают друг друга ("Они любили друг друга так долго и нежно...", 1841). Отсюда богобор­чество Лермонтова, его приверженность героям-бунтарям, в том числе небесным (поэмы "Азраил", 1831, "Демон", работа над которой началась в 1829 и в основном была завершена в 1838 г.)> такие стихотворения, как трагически-ироническая "Благодар­ность" (1840) с вызовом к тому, кому обязан жизнью, полной несправедливости и страданий: "Устрой лишь так, чтобы тебя отныне / Недолго я еще благодарил" (по цензурным условиям нельзя было напечатать "Тебя"). Человек в стихах Лермонтова наделяется демоническими чертами, и контрасты в его душе служат оправданием страдающего "высокого зла" (как и в "Герое нашего времени") (Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. ("1831-го июня 11 дня"). Лирический герой тяготеет к совершенству, и только побочным результатом этого становится слава ("Слава", 1831). Фатальная обреченность человека не препятствует его героическому стремле­нию к высокому, он готов ради самого этого стремления и на неизбежное поражение, и на гибель. Кроме философской темы у раннего Лермонтова представлены темы любовная (циклы, обращенные к Е.А. Сушковой, Н.Ф. Ива­новой, В.А. Бахметевой) и гражданская — с апофеозом древнего Новгорода (о том же поэма "Последний сын вольности", 1831), интересом к народным восстаниям во Франции, как в стихотворе­нии "30 июля. — (Париж) 1830 года", или в будущей России, как в стихотворении "Предсказание" ("Настанет год, России черный год...", 1830).

До 1880-х гг. включительно издания стихов Лермонтова, как правило, открывались "Ангелом" (1831), написанным поэтом в 17-летнем возрасте. Из ранних произведе­ний только он и "Русалка" были напечатаны самим Лер­монтовым. В записи, датированной 1830 г., он вспоминал: "Когда я был трех лет, то был песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать". Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангела­ми. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти. Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Он верил в то, что некие звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер и звуков, роднящих человека с вечностью, соединяющих его с теми, кого уже нет признание всемерного превосходства небесного мира над земным здесь остается. Душа томилась, "желанием чудным полна, / И звуков небес заменить не могли / Ей скучные песни земли".

Вечная неудовлетворенность поэта воплощена и в другом его юношеском шедевре — "Парусе" (1832). Он не был напечатан Лермонтовым, во-первых, из-за неоговоренной цитаты, соста­вившей первый стих ("Белеет парус одинокой" — из поэмы А.А. Бестужева), и, во-вторых, из-за автобиографического подтекста. Лермонтов, оставив МУи девуш­ку, ответившую ему взаимностью после двух его тяжелых личных неудач, только что переехал в Петербург и резко изменил свою жизнь, решив пойти в военную службу." Поэт бежал от счастья в противополож­ность своему лирическому персонажу, олицетворенному парусу, но, словно он, просил от жизни "бури, / Как будто в бурях есть покой!". Автор и персонаж все больше сближаются на протяже­нии трех строф стихотворения. В первой парус далеко, я автор только гадает о том, что он кинул и что ищет. Во второй мы уже как бы на корабле, слышим скрип мачты; теперь поэт уверенно восклицает: "Увы, — он счастия не ищет / И не от счастия бежит!" В этой фразе еще заключается скрытое противопоставление себя и паруса. Последняя же строфа — противопоставление ясной, тихой погоды и бури, которую предпочитают оба, и автор, и персонаж-парус. Оба предпочитают бурю не только покою, но и счастью ("он счастия не ищет"), хотя это и тягостно ("Увы"), буря им заменяет счастье. Таковы мятущиеся, романтические, всегда неудовлетворенные жизнью натуры.